Тайна старого краеведа. Часть последняя

09.04.2023

5281

Автор:

Тайна старого краеведа. Часть последняя

В советское время историей старой Самары занимался довольно ограниченный круг ученых. Считалось, что интерес представляет прежде всего то, что связано с революционным движением. Однако были и настоящие подвижники, которые стремились доказать: и до 1917 года наш город вовсе не был скучным, пыльным и провинциальным. Напротив, здесь жили люди, делавшие все для того, чтобы однажды Борис Пастернак сравнил Самару с лучшим, элегантнейшим и благоустроеннейшим куском Москвы, выхваченным и пересаженным на берега Волги.

Одним из известнейших краеведов-энтузиастов был Александр Ширманов. Он делал удивительные открытия и старался поведать о них жителям Куйбышева, выступая с лекциями от общества «Знание». Однако никогда не рассказывал об истории своего рода. Напротив, краевед не хотел, чтобы про его предков узнали случайные люди. С помощью родственников Ширманова приоткроем завесу тайны.  

Это последняя часть материала. Другие можно почитать по ссылкам: перваявтораятретьячетвертаяпятая, шестая.

Любовь с первого взгляда

Причина, побудившая юного Древинга взять на себя заботу о восьмерых сиротах, была не только свидетельством его широкой души. Дело в том, что еще на подъезде к одиноко стоявшей в степи почтовой станции он увидел необыкновенно привлекательную девушку в национальном наряде кочевников. Она пристально смотрела с холма на приближающиеся повозки, прикрыв рукой глаза от солнца. Ее иссиня-черные волосы были необычайно длинны: обернутая вокруг головы коса спускалась до пола. 

Подъехав ближе, Карл рассмотрел лицо — с яркими, чуть раскосыми карими глазами, нежным маленьким ртом. И сердце немца дрогнуло перед этой 17-летней девушкой, старшей из детей станционного смотрителя. Видимо, оторванный от общества, ее отец-чиновник нашел себе пару среди калмычек. Разумеется, Древинг сразу откликнулся на мольбу прелестного создания о помощи. 

Тайна старого краеведа. Часть последняя

Путешествие по Волге 

Можно предположить, что на повозках Александр и сопровождавшие его лица добрались до Астрахани, а затем на судне плыли в сторону Симбирска. Не доезжая до Казани, путники решили подняться по Каме на север, чтобы затеряться в лесном краю. Должно быть, остановились в Перми. Там Карл женился на своей калмычке и, как мог, позаботился о ее братьях и сестрах. Благодаря ему они получили образование. 

Все это время, по семейной легенде, молодожены Древинги находились рядом со скрывающим свое истинное лицо императором. А когда родились дети, Карлу захотелось показать их и свою суженую петербургской родне. Он решил ненадолго оставить Александра одного, чтобы съездить с женой в столицу. Но это решение не принесло ничего хорошего. Занимавшие высокое положение в Петербурге Древинги отвергли «безродную калмычку». И Карл с семьей решил вернуться в Пермский край. Но здесь его ожидала трагическая новость — по рассказам, Александр Павлович попал в руки полиции и был арестован. 

Тайна старого краеведа. Часть последняя

Задержан как бродяга

Первое документальное известие о Федоре Кузьмиче относится к 4 сентября 1836 года. Он проезжал на лошади, запряженной в телегу через Кленовскую волость Красноуфимского уезда Пермской губернии. Мужчина остановился подковать животное и своим поведением вызвал подозрения у кузнеца, который доложил о нем властям. 

Старец был задержан как бродяга, каких-либо документов при себе он не имел. 10 сентября его дело было рассмотрено судом: задержанный назвался шестидесятилетним Федором Козьмичем Козьминым, но не смог назвать своего происхождения. Вспомним, что Александр I родился в декабре 1777 года. Возраст совпадает! Поскольку беспаспортный бродяга оказался непригоден для отдачи в солдаты, он получил 20 ударов кнутом и был сослан в Сибирь. Удивительно, что, как записано в документах, «приговором Федор Кузьмич был доволен». Но попросил расписаться за него мещанина Григория Шпынева, заявив, что неграмотен. 

В то время из Перми ссыльных направляли в Тобольск. Там находился пересыльный пункт, где каждому заключенному определяли конечное место назначения. По-видимому, Древингу удалось найти там своего подопечного. Лекарь узнал, что 13 октября с 43-й партией ссыльных Федор Кузьмич направляется по этапу в Мариинский уезд Боготольской волости Томской губернии. И Древинг стал искать службу поближе к этому месту. Через некоторое время он был приглашен в Томскую врачебную управу. 

Божий человек

За время пути по этапу Федор расположил к себе заключенных и конвоиров, проявляя заботу о слабых и больных. В материалах Томской экспедиции о ссыльных сохранилось описание его внешности: рост два аршина и 6 с 3/4 вершков, глаза серые, волосы на голове и в бороде светло-русые с проседью, кругловатый подбородок. На спине — следы от побоев кнутом. 

26 марта 1837 года партия заключенных прибыла в Томск, откуда Федор Кузьмич был направлен дальше к месту ссылки. Старца приписали к деревне Зерцалы, но поселили при Краснореченском винокуренном заводе, где он прожил пять лет. 

Известно, что местный казак Семен Сидоров построил ему келью-избушку в станице Белоярской. После окончания срока Федор Кузьмич принялся «старчествовать». То есть стал ездить по окрестным селам, учить детей и беседовать со всеми желающими о вере и Священном Писании. Постепенно он приобрел в глазах местного населения репутацию Божьего человека. 

Тайна старого краеведа. Часть последняя
Тайна старого краеведа. Часть последняя

Впечатления очевидцев

Исследователь Виктор Файбисович пишет в своей книге «Александр I и старец Федор Кузьмич»: первым государя опознал ссыльный казак по фамилии Березин, видимо, ранее служивший в составе императорского конвоя. Как-то он зашел в гости к Семену Сидорову, застал там Федора Кузьмича и сразу же увидел в нем Александра — то же сложение, рост, цвет глаз, привычка держать полусогнутую руку на груди. Придя в себя, Березин рассказал о своих подозрениях всей станице Белореченской. 

Вторым старца узнал священник отец Иоанн Александровский, сосланный в Сибирь из Петербурга и неоднократно видевший там императора. Не желая больше привлекать внимание, Федор Кузьмич покинул Сидорова и обосновался в селе Краснореченское, где местный крестьянин Иван Латышев построил ему келью. По его рассказам, к старцу порой приезжали престранные гости. К примеру, епископ Иркутский Афанасий, с которым «неграмотный» Федор вел беседы на французском языке. Или гусарский офицер из Петербурга с супругой — по мнению видевших его, один в один похожий на Николая I.

Последние годы жизни старец провел в Томске. И можно предположить, что преданный Карл Древинг ухаживал за ним и проводил его, когда пришло время, в последний путь. Федор Козьмич был похоронен в ограде Богородице-Алексеевского мужского монастыря. Возможно, сегодня семейные легенды Древингов прольют свет на события двухсотлетней давности и заставят историков вновь вернуться к изучению данной темы. Статья, в которой мы постарались реконструировать возможную цепь событий, — лишь повод для этого. 

Зоя Древинг: 

— Александр Ширманов долго и тщательно изучал род Древингов: откуда приехали, что означает фамилия, чем занимались. Нашел среди них поэтов и писателей. Переписал в отдельную тетрадь стихи и поэмы, басни и сказки Древингов. Он был прекрасным художником, и в этих заметках много рисунков персонажей, костюмов, зданий.

Константин и Лидия, родители Александра Ширманова, больше не уезжали из Самары. Они умерли в своей квартире, в доме Гринберга. 

Фотографии: исторические архивы

Читайте также:

Исторические версии

Композитор из рода Аксаковых. Часть 1

Родился в Самаре, прославился в Шанхае, преподавал в Минске

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть последняя

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации