Тайна старого краеведа. Часть 6

02.04.2023

5219

Автор:

Тайна старого краеведа. Часть 6

В советское время историей старой Самары занимался довольно ограниченный круг ученых. Считалось, что интерес представляет прежде всего то, что связано с революционным движением. Однако были и настоящие подвижники, которые стремились доказать: и до 1917 года наш город вовсе не был скучным, пыльным и провинциальным. Напротив, здесь жили люди, делавшие все для того, чтобы однажды Борис Пастернак сравнил Самару с лучшим, элегантнейшим и благоустроеннейшим куском Москвы, выхваченным и пересаженным на берега Волги.

Одним из известнейших краеведов-энтузиастов был Александр Ширманов. Он делал удивительные открытия и старался поведать о них жителям Куйбышева, выступая с лекциями от общества «Знание». Однако никогда не рассказывал об истории своего рода. Напротив, краевед не хотел, чтобы про его предков узнали случайные люди. С помощью родственников Ширманова приоткроем завесу тайны. Это шестая часть материала. Другие можно почитать по ссылкам: перваявтораятретьячетвертая, пятая. 

Родом из Дерпта

В семье сохранилась запись родословной Древингов, сделанная рукой Александра Константиновича Ширманова. В ней фигурируют Людвиг и Карл Древинги. Это предки деда Василия, погибшего вместе с женой на Сахалине. Поискав в интернете, можно найти на одном из генеалогических сайтов сведения о Древингах на немецком языке. Они сделаны в метрических книгах их родного города Дерпта, в настоящее время носящего название Тарту (Эстония). В списках умерших в 1826 году там можно найти сведения о Йохане Георге Древинге, женатом на Катарине Элизабет Дорнбаум. В церковных книгах удалось увидеть и запись о рождении их сына Людвига. 

Людвиг был трижды женат. И его дети связаны с Россией. Можно предположить, что как раз Людвиг, родившийся в 1811 году, был приглашен для работы в Горный институт Санкт-Петербурга. Дело в том, что старинный университет города Дерпта готовил прекрасных специалистов в области точных наук. И Людвиг вполне мог быть выпускником этого учебного заведения. 

Его сын Эдуард, родившийся от первой жены, Вильгельмины Блоссфельд, уже точно был студентом Дерптского университета. Найдены письменные свидетельства об этом. Он изучал физику и экономику с 1861-го по 1865-й год. После окончания университета служил на телеграфе в Санкт-Петербурге. 

Вторая жена Людвига — Ольга-Мария Древинг. Предположительно, ее сын Алексей Людвигович был генералом и служил комендантом Севастополя и Одессы. А его сын Михаил Алексеевич дослужился до звания полковника. Был героем Первой мировой войны. Кстати, одно время он служил в расквартированном в Самаре 147-м пехотном полку. 

Тайна старого краеведа. Часть 6
Тайна старого краеведа. Часть 6

Документ от Екатерины Великой

О третьей жене Людвига ничего не известно. Но есть предположение, что это была дочь служившего при царском дворе военного по фамилии Бускет. В архиве краеведа Ширманова находится интереснейший документ. Это жалованная грамота Александру Бускету от самой государыни Екатерины II. Прекрасно сохранился не только текст документа, но и некоторые подписи под ним:

«Божию милостию Мы Екатерина Вторая. Императрица и самодержица Всероссийская и прочия, и прочия, и прочия. Известно и ведомо да будет каждому, что Мы Александра Бускета, который Нам в лейб-гвардии каптернамусом служил, для его оказанной к службе Нашей ревности и прилежности в Наши от армии Поручики тысяча семьсот восемьдесят четвертого года Генваря первого дня всемилостивейши пожаловали и учредили: повелевая всем Нашим упомянутого Александра Бускета за Нашего от армии Поручика надлежащим образом признавать и почитать в ему от Нас пожалованном новом чине. Напротив чего и Мы надеемся, что он сем ему всемилостивейше пожалованном новом чине так верно и прилежно поступать будет, как верному и доброму офицеру надлежит. В свидетельство того Мы сие Нашей государственной Военной коллегии подписать и государственной печатию укрепить повелели. Дано в Санкт-Петербурге лета 1788 Генваря 2-го дня».  

На документе стоит мало различимая печать, вероятно, сделанная красным сургучом. Среди подписей военных явно читается автограф могущественного канцлера, генерал-майора и кавалера графа Безбородко, а также Ивана Одинцова. Последний персонаж также интересен. После битвы со шведами у Красной горки в 1789 году Екатерина II помиловала разжалованного за неподчинение начальству капитана Ивана Максимовича Одинцова, который впоследствии стал вице-адмиралом флота. Кто поставил подпись? Сам герой флота или его однофамилец? 

В любом случае родственники Ширманова считают этот документ свидетельством их дворянского происхождения. Конечно, офицерский чин поручика, который соответствует нынешнему старшему лейтенанту, мог быть первым этапом в процессе получения Александром Бускетом дворянства. Оно присваивалось обычно в чине майора. Если это действительно так и у Бускета не было потомков по мужской линии, то дворянство могло перейти к семье его дочери. Внук получившего потомственное дворянство на обер-офицерской службе мог ходатайствовать о присвоении ему этого звания. 

Сыном Людвига из Дерпта и дочери Бускета мог быть лекарь Карл Древинг, отец Василия и Эмилии.         

Тайна старого краеведа. Часть 6

Семейная тайна 

И наконец мы вплотную подошли к тайне, над которой бился краевед Ширманов. О ней перед смертью рассказала Лидия Васильевна Древинг-Ширманова своим детям. 

По ее словам, дед Карл Древинг, служивший лекарем в Санкт-Петербурге, был близок к императорскому дому. И он сопровождал Александра I и его супругу во время их поездки в Таганрог. Как известно, там император скоропостижно скончался. А через некоторое время появился таинственный старец по имени Федор Кузьмич. Замечен он был в Перми. И так как не имел паспорта и ничего о себе не рассказывал, то был бит плетьми и сослан в Сибирь. Народная молва называет его сыном Павла I, отрекшимся от престола. Говорят, что победителя Наполеона Бонапарта настолько мучила мысль о том, что вольно или невольно он способствовал убийству собственного отца, что Александр предпочел остаток жизни посвятить искуплению этого греха. И будто бы лекарь Древинг был посвящен в эту тайну. После инсценировки смерти самодержца он отправился с ним в путешествие по России. Некоторое время путники ехали по степям Калмыкии. И здесь наткнулись на трагедию — на затерянной в степи почтовой станции увидели осиротевших детей смотрителя. Родители скончались от неизвестной болезни. Древинг, не желая оставлять ребятишек на волю судьбы, рассадил всех восьмерых по повозкам. 

Император Александр I Павлович умер 19 ноября 1825 года в Таганроге в доме градоначальника Папкова в возрасте 47 лет. Скоропостижная смерть императора, ранее почти никогда не болевшего, породила в народе массу слухов типа «государь бежал под скрытием в Киев и там будет жить о Христе с душею и станет давать советы, нужные теперешнему государю Николаю Павловичу для лучшего управления государством».

Федор Кузьмич — старец, живший в Сибири в XIX веке. Согласно одной из легенд, возникшей в середине XIX века (еще при жизни старца), считается российским императором Александром I, инсценировавшим свою смерть и ставшим скитальцем. Вопрос о тождественности Федора Кузьмича с указанным российским императором историками однозначно не решен. За свое подвижничество в 1984 году канонизирован Русской православной церковью в лике праведных в составе Собора сибирских святых.

Фотографии: исторические архивы. Окончание следует.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации