Тайна старого краеведа. Часть 3

26.02.2023

6064

Автор:

Тайна старого краеведа. Часть 3

В советское время историей старой Самары занимался довольно ограниченный круг ученых. Считалось, что интерес представляет прежде всего то, что связано с революционным движением. Однако были и настоящие подвижники, которые стремились доказать: и до 1917 года наш город вовсе не был скучным, пыльным и провинциальным. Напротив, здесь жили люди, делавшие все для того, чтобы однажды Борис Пастернак сравнил Самару с лучшим, элегантнейшим и благоустроеннейшим куском Москвы, выхваченным и пересаженным на берега Волги. 

Одним из известных краеведов-энтузиастов был Александр Ширманов. Он делал удивительные открытия и старался поведать о них жителям Куйбышева, выступая с лекциями от общества «Знание». Однако никогда не рассказывал об истории своего рода. Напротив, краевед не хотел, чтобы про его предков узнали случайные люди. С помощью родственников Ширманова приоткроем завесу тайны. 

Это третья часть материала. С первой можно ознакомиться здесь, а со второй — тут.

Трудное путешествие

Эмилии пришлось добираться на Сахалин по мало обжитым местам — где-то на лошадях, где-то водным путем. Вероятно, на сам остров с Большой земли она плыла на пароходе «Байкал». Именно его в свое время описал Антон Чехов: 

«Это пароход морского типа средней величины, купец, показавшийся мне после байкальских и амурских пароходов довольно сносным. Он совершает рейсы между Николаевском, Владивостоком и японскими портами, возит почту, солдат, арестантов, пассажиров и грузы, главным образом казенные; по контракту, заключенному с казной, которая платит ему солидную субсидию, он обязан несколько раз в течение лета заходить на Сахалин: в Александровский пост и в южный Корсаковский. Тариф очень высокий, какого, вероятно, нет нигде в свете. Колонизация, которая прежде всего требует свободы и легкости передвижения, и высокие тарифы — это уж совсем непонятно».

Фотография этого судна есть в архиве, собранном краеведом Ширмановым. Но, к сожалению, она настолько поблекла, что восстановить ее вряд ли возможно. 

Перенеся все тяготы пути, Эмилия благополучно прибывает на остров. Она находит племянниц, привозит их в Томск. Путешествие с Сахалина было долгим и запомнилось маленькой Лиде фон Древинг как огромное испытание. Об этом полном опасностей приключении она часто рассказывала своим близким.

Тайна старого краеведа. Часть 3

Новая семья «Шоколадки»

Прибыв в Томск, тетя поселяет девочек в Мариинский приют. Видимо, у незамужней, имеющей на руках престарелого отца девушки не было возможности стать опекуншей. Но когда Эмилия выходит замуж за попечителя приюта, предпринимателя Рыбина, супруги забирают детей к себе.

Мужчина происходил из известной в Сибири купеческой династии. Он занимался поставкой материалов для строившейся железной дороги и был очень богат. Своих детей у него с Эмилией так и не родилось, поэтому он ни в чем не отказывал приемным дочерям. Лидия вспоминала, что учились они в лучшей гимназии города, куда их каждый день привозили на пролетке. Карманы школьных фартуков у девочек были заполнены конфетами. Они щедро делились ими с подругами. У гимназисток было заведено давать друг другу прозвища. Так вот, черноволосую Лидочку прозвали Шоколадной плиточкой. 

Для окончания обучения девочку отправили в самую лучшую в крае гимназию — в Благовещенск. Там она осваивала немецкий язык и игру на фортепиано. В 1899 году, окончив семилетний курс, Лида вернулась в Томск. 

По семейному преданию, впервые Константин Ширман увидел девушку в гостиной своего делового партнера. Он, служащий железной дороги, приехал к поставщику подписывать накладную на стройматериалы. Дожидался его в прихожей и тут услышал необычайно красивую музыку. Константин заглянул в приоткрытую дверь салона и увидел юную красавицу. Не ясно, что больше очаровало молодого человека — ее блестящее мастерство или прелестный облик, но Лидия запала ему в душу. Потом, уже в Иркутске, он узнал девушку среди других барышень на балу и осмелился познакомиться. 

Нужно отметить, что статьи в «СГ» привели в движение многих родственников краеведа Ширманова. И они нашли в его архиве новые документы, подтверждающие семейные легенды. Кроме аттестата Лидочки был обнаружен диплом Константина, который начинал обучение в Самарском техническо-железнодорожном училище. Затем он продолжил образование в Санкт-Петербурге. И впоследствии был направлен на строительство Кругобайкальской железной дороги. Это отдельная страница в истории Транссибирской магистрали. Свидетельство тех времен — сохранившаяся трудовая книжка Константина.

Тайна старого краеведа. Часть 3
Тайна старого краеведа. Часть 3

Кругобайкальская железная дорога

К строительству Кругобайкальской железной дороги приступили в самом начале ХХ века. Предполагалось, что она станет частью Транссибирской магистрали. План был таков: от Иркутска по берегу Ангары железнодорожная ветка спускается до порта Байкал. По берегу проходит до Слюдянки, огибает озеро с юга и так же, вдоль кромки воды, идет дальше на восток. Отсюда, собственно, и название — Кругобайкальская. 

В первую очередь построили магистраль от Иркутска до Байкала и ветку от Слюдянки на восток. Конечно, Константин и Лидия были непосредственными участниками событий. В семейном архиве сохранилась фотография первого поезда, пришедшего в Иркутск 16 августа 1898 года. А еще есть снимок инженеров-путейцев с женами, позирующих на фоне строящегося туннеля. Среди них — молодые супруги Ширмановы. 

Скорее всего, этот туннель располагался на перегоне Слюдянка — порт Байкал. Участок протяженностью 80 километров возводили два с половиной года. Дело в том, что берег, где предполагалось проложить железнодорожное полотно, представлял собой практически отвесные скалы. Подсчитано: на прохождение одного километра пути строители использовали вагон взрывчатки. Где-то требовалось рубить полки, где-то, напротив, делать мосты и насыпи. А тоннелей во время строительства было проложено более 40. 

В 1905 году по дороге открыли постоянное движение, но окончательно работы завершились только к 1915-му. В итоге после строительства Иркутской ГЭС возникло водохранилище. Вода в Ангаре поднялась, частично затопив старую дорогу из Иркутска по берегу реки. А ветка Слюдянка — порт Байкал стала тупиковой. Но сегодня именно она носит гордое название Кругобайкальской железной дороги. Линия востребована до сих пор. Это единственный наземный путь до некоторых поселков. Кроме того, данный участок железной дороги признан архитектурно-ландшафтным заповедником.

Тайна старого краеведа. Часть 3

Основные даты дореволюционной истории Транссиба

1891 год — Александр III издает указ о начале строительства Транссибирской магистрали. 

1893 год — император Николай II утверждает мероприятия по изысканию направления Кругобайкальской железной дороги.

1898 год — прибытие первого поезда в Иркутск.

1896-1899 годы — прокладка железной дороги Иркутск — порт Байкал (68 км).

1899-1904 годы — строительство участка Кругобайкальской железной дороги. Сдача в эксплуатацию 13 октября 1905 года. 

1904 год — от Слюдянки до станции Байкал прошел первый поезд с министром путей сообщения князем Михаилом Хилковым.

1908 год — в Иркутске в благодарность императору Александру III был открыт памятник с его скульптурой в полный рост.

Продолжение следует. Фотографии: исторические архивы

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть последняя

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации