Почти детективная история. Как потомки купцов Лариных устранили ошибку в архивной справке. Часть 2

10.08.2025

Loading

Автор:

Почти детективная история. Как потомки купцов Лариных устранили ошибку в архивной справке. Часть 2

Представитель семьи самарских купцов Римма Ларина много лет занимается исследованием родословной. Она активно сотрудничает с Музеем Модерна, в котором уже прошло несколько выставок, основанных на материалах, предоставленных потомками этой семьи. «Самарская газета» также опубликовала целую серию статей, в которых кратко излагается содержание дневника Ольги Лариной — выдающегося ученого, одного из создателей непробиваемой брони для советских танков. Над составом этой брони наша землячка трудилась в годы Великой Отечественной войны.

Однако поиски материалов о семье Лариных продолжаются. Недавно в редакцию поступило письмо от Риммы Лариной, в котором она просит разъяснить архивную справку о составе усадьбы ее предков, сохранившейся до наших дней. Это последняя часть материала. Первую можно почитать по ссылке.

Особо охраняемая усадьба

Недавно перебравшиеся в Самару Ларины предпочитали основательные, приземистые кирпичные постройки архитектурным изыскам. Не случайно Ольга Дмитриевна Ларина вспоминала, что семья ее отца не была такой богатой и известной в городе, как семья ее матери. Поэтому они не имели возможности возводить пышные особняки. Зато имели дом на улице Садовой, 42, расположенный напротив Самарской хоральной синагоги. Вкладывались в торговое дело, производство и, конечно, в землю. Рачительные хозяева даже сдавали под приходское училище почти все основное здание на Садовой. Сами ютились в нескольких маленьких комнатах.

В архиве Римма Ларина нашла опись недвижимого имущества по 35 кварталу Самары и обнаружила, что соседним участком (всего 5,5 сажени по улице) владел в то время некий Ардаков. Большая усадьба Лариных была длиной аж в 37,5 сажени. Вообще у предков Риммы было во владении три смежных участка, простиравшихся от нынешней Садовой до Самарской. Внутренний большой участок был заполнен складами и хозяйственными помещениями, а на Самарскую выходили построенные позже лавки. Весь квартал, примыкающий к рынку, служил коммерческим целям. Как выяснила москвичка, сразу за домом Ардакова находились лавки купца Портнова, которые тоже приписывали Лариным. К сожалению, эти строения признали не представляющими архитектурной и исторической ценности, и они были снесены. Сейчас на их месте ведется строительство жилого комплекса. Усадьба Лариных, к счастью, имеет статус особо охраняемого объекта. А ведь можно было не возводить на этом месте новострой, а подумать о восстановлении целого торгового квартала XIX века и наполнении его новым содержанием.

Кирпичный завод Ларина

Александр Гаврилович Ларин был талантливым предпринимателем. Он сразу смекнул, что бурно строившийся российский Чикаго, как называли Самару в конце XIX века, нуждается в строительных материалах. И наряду с другими коммерсантами занялся производством кирпичей. Дело шло с размахом. Продукция пользовалась спросом и отличной репутацией. Например, один из домов Челышова, расположенный на Фрунзе, 49, был возведен из кирпичей завода Ларина. Об этом свидетельствуют старинные клейма. По воспоминаниям старожилов, кирпичные сараи Ларина долгое время еще стояли за линией железной дороги.

Гостиница и ее хозяин

— В архиве оказалось дело «Прошение о постройке в Самаре в 35 квартале дома крестьянином Ардаковым», — рассказывает Римма, — и там доказательство того, что дом построил именно он: проект полностью совпадает с оригиналом!

Потомок Лариных нашла и сведения о бывшем соседе ее предков — хозяине шикарного дома. Он был крестьянином Бузулукского уезда Самарской губернии. Его звали Логин Спиридонович Ардаков. То, что разбогатевший крестьянин мог построить в Самаре доходный дом, это еще одно из подтверждений вывода, который сделала в своих научных трудах профессор Зоя Кобозева: мещанский слой Самары формировался в основном из перебравшихся в город крестьян.

Как выяснила Римма Ларина, Ардаков построил свой дом как гостиницу для приезжавших торговать на Троицкий рынок предпринимателей. И, конечно же, не забыл обустроить на первом этаже место под магазин.

— Ардаков строил этот дом под гостиницу и меблированные комнаты, — отмечает Ларина, — в процессе сноса соседнего справа дома, который тоже приписывали Лариным, а на самом деле это были лавки Портнова, можно было увидеть остаток вывески о «сдаче номеров».

Скорее всего, удачный выбор местоположения помог быстро окупить проект. Построенный в 1903 году, задолго до Первой мировой и революции, в относительно спокойное для предпринимателей время, дом недолго радовал своего хозяина. Судьба Ардакова сложилась печально. Римма сообщает:

— Логин Спиридонович умер в 1908 году. Наследники у него, возможно, были, но малолетние. И замечательный дом поступил в опекунское управление. Кому? Пока не знаю, но точно не Лариным.

Римма постаралась найти причину ошибки в документах, приписавших ее предкам трехэтажный дом.

— Как же данный дом приписали Лариным? — задает вопрос наша читательница. — А все очень просто. На улице Самарской в начале XX века произошло изменение нумерации домов. Участок Лариных до изменения имел № 47-49, а участок соседа Ардакова — № 45. После изменения участок Лариных стал № 51-53, а Ардакова — №47. Составитель архивной справки по признанию дома на Самарской, 47 объектом ОКН, видимо, этого не учел. И приписал Лариным участок № 47-53. Так на бумаге и появились во владении Лариных постройки, к которым они не имеют совершенно никакого отношения. Хотелось бы, чтобы в документах замечательная гостиница фигурировала отныне как Дом крестьянина Ардакова. Этот дальновидный предприниматель достоин того, чтобы его имя знали потомки.

Елена Жидкова, старший научный сотрудник Музея Модерна:

— Нашу выставку «Бывшие» посетила москвичка Римма Ларина — потомок самарских купцов Лариных. Их семейный архив представлен в нашей экспозиции. Она рассказала нам много нового о своей прапрабабке Агриппине Ефимовне Лариной. Римма сообщила, что лавки Лариных на Троицкой площади сохранились, а дома за Троицким рынком на улице Самарской, 51 и 53 (там расположены «Самараинтур», бывший ресторан «Старая квартира») тоже принадлежали когда-то Александру Гавриловичу Ларину, известному владельцу кирпичного завода

«Указатель фабрик и заводов Европейской России за 1894 год» сообщает, что завод Ларина был основан в 1889 году. Он выпускал 200 000 штук кирпича в год на сумму 2000 рублей. Работало на заводе 30 человек. Не только дом Челышова, но и многие другие самарские здания имеют на своих кирпичах клеймо этого завода

Фотографии: исторические архивы; личный архив Риммы Лариной

Читай, где удобно

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации