03.11.2025
![]()

При входе в бункер дежурили отставные военные. На общественных началах пожилые люди следили за порядком, по очереди сопровождали группы, спускавшиеся в «святая святых» — туда, где воссоздан кремлевский кабинет Иосифа Сталина, так и не дождавшийся своего хозяина. Про одного из таких добровольных дежурных недавно рассказали его дочери — читательницы «Самарской газеты». Судьба подполковника Степана Горбунова оказалась не менее увлекательна, чем история создания секретного бомбоубежища.
Людмиле Горбуновой запомнилось, насколько ответственно ее отец — подполковник в отставке, прошедший всю Великую Отечественную, относился к своему посту начальника штаба гражданской обороны 9-го ГПЗ. Давно окончилась война, и казалось, что ее ужасы никогда не повторятся. Но боевой офицер день и ночь проводил на службе. Следил за порядком во вверенных ему подземных помещениях, строго по графику проводил учения по эвакуации предприятия. Был горд тем, что ему доверена безопасность крупного завода. И, конечно, уйдя на пенсию, очень переживал о том, что закрываются предприятия, а в бывших бомбоубежищах устраивают ночные бары и склады. Вероятно, об этом разговаривал он со своими товарищами в бункере Сталина. Ветераны, как и он прошедшие через горнило войны, и в старости не могли сидеть без дела. Они охраняли порядок в только что открытом для туристов главном бомбоубежище запасной столицы. Там был своеобразный клуб: старики пили чай, беседовали, спорили. Их сердца наполнялись тревогой от происходивших в обществе перемен. Сейчас мы хорошо понимаем, насколько они были правы.

В быту Степан Захарович был скромен. И очень мало рассказывал о своей офицерской службе. Людмила Степановна говорит:
— На вопрос, как он воевал, отец всегда отвечал: не я, а мы воевали — эта наша общая победа! А за что отец получил свои награды, мы более подробно узнали из архива Министерства обороны.
Степан Захарович был награжден двумя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды, медалями: «За Отвагу», «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», а также девятью юбилейными медалями. Сохранились документы к боевым наградам. В них описывается, за что офицер был представлен к каждой из них.
Родившийся в 1915 году, Степан Захарович был седьмым сыном в семье служилого человека. Знал, что его предки крепостными не были, а всегда воевали «за царя и Отечество».
Семья жила близ уездного города Мелекесс, который в то время относился к Самарской губернии. После службы отец семейства Захар Павлович занялся крестьянским трудом. Стал крепким хозяином. И смог дать младшему сыну педагогическое образование. Тот искренне увлекся коммунистическими идеями, стал работником крайкома ВЛКСМ. Женился, родилась первая дочь. А тут лихой 1937 год. И старшие товарищи посоветовали комсомольцу покинуть родные места: кто его знает, не придется ли отвечать за отца-середняка?
Степан решил воплотить давнюю мечту — стать военным летчиком. С октября 1937 года юношу зачислили в Красную армию. А на фронте он оказался уже 22 июня 1941 года. Впрочем, четверо его братьев также ушли защищать родину. Остались в тылу только двое самых старших, да и то по причине возраста.

Людмила Горбунова рассказывает:
— Просматриваю военные фотографии и останавливаю взгляд на одной: Степан Захарович Горбунов, курсант летного училища. Молодой, красивый, уже зрелый мужчина, отец двоих детей (моих старших сестер). Какие у него планы на будущее? Небольшая травма и… врачи запретили летать. Но мечта стать военным осталась. Вскоре он становится курсантом артиллерийского училища. А вот постигать науку побеждать пришлось уже на фронте, вблизи западной границы СССР.
Части Красной армии, где воевал Степан Горбунов, попали в окружение. Пробиваясь по вражеским тылам, они с боем вышли из окружения под городом Луга Ленинградской области. Горбунов был назначен заместителем командира батареи по политической части 73-го армейского артиллерийского полка. Всю блокаду подразделение стояло на Пулковских высотах, защищая Ленинград. Красноармейцы видели все ужасы осады. Это были 900 дней отваги, мужества города-фронта в условиях голода, холода, лишений. Из наградного листа от 16 февраля 1944 года: «В боях за Красное Село, города Гатчина и Нарва тов. Горбунов находился на огневых позициях батарей, расположенных в непосредственной близости от боевых порядков пехоты, личным мужеством и бесстрашием воодушевляя бойцов на выполнение боевой задачи».
Когда после победы дети просили Степана Захаровича рассказать о ленинградской эпопее, он просто не мог говорить — душили слезы. О себе тоже сообщал скупо — был неоднократно ранен, контужен. С боями после прорыва блокады прошел всю Польшу.
О битве за Берлин нужно говорить отдельно. Горбунов участвовал в штурме Зееловских высот. Это гряда крутых холмов, расположенных на левом берегу Одера — один из самых мощных укрепрайонов в истории войны. Бои за Зееловские высоты были начальной фазой Берлинской наступательной операции. Командовал ею сам маршал Георгий Жуков. Штурм длился четыре дня, с 16 по 19 апреля 1945 года. При взятии Зееловских высот погибли, по разным источникам, от 40 до 100 тысяч солдат и офицеров Советской армии. А когда укрепрайон был взят, артдивизион Горбунова обстреливал с него оборонительные позиции Берлина.
Не раз политрук замещал выбывшего командира, и батарея продолжала вести огонь. Из наградного листа от 29 июня 1945 года: «Особое мужество и отвагу капитан Горбунов проявил в боях за Зееловские высоты. Под сильным артиллерийским и минометным огнем противника и воздействием авиации с воздуха он обеспечил выполнение боевой задачи, после чего был эвакуирован в госпиталь».

Победу Степан Горбунов встретил в самом Берлине в звании капитана и должности агитатора политотдела 189-й тяжелой гаубичной артиллерийской Кингисеппско-Новгородской бригады. С 1945 по 1947 год служил в Группе советских войск в Германии. Сначала в немецкой столице, затем в Потсдаме. Получил звание майора. В 1947 году, уже став подполковником, продолжил службу в Прибалтийском военном округе — в Литве и Латвии.
Выйдя в отставку, вернулся в родные места. В Куйбышеве сразу устроился сменным мастером на 4-й ГПЗ. Затем, учитывая военный опыт, ему поручили заведовать гражданской обороной родственного предприятия. Степан Горбунов ушел из жизни в 1995 году.
21 октября 1941 года Государственный комитет обороны выпустил секретное постановление №826сс «О строительстве убежища в г. Куйбышеве». За основу проекта взяли конструкцию станции метро «Аэропорт» в Москве. Строительство длилось с февраля по октябрь 1942 года в обстановке полной секретности. Основную часть работ выполняли специалисты, переброшенные в город из Москвы и Харькова, а также из Донбасса. В строительстве были задействованы около 3700 человек. 6 января 1943 года госкомиссия официально приняла в эксплуатацию запасную ставку Верховного главнокомандующего.
Фотографии из личных архивов семьи Горбуновых

Исторические версии
Исторические версии
Исторические версии
Комментарии
0 комментариев