03.08.2025
Мы часто говорим о традиционных ценностях. Они начинаются со знания жизни предков, понимания того, что пришлось пережить представителям семьи и какие качества помогли им выстоять в житейских испытаниях.
Москвичка Римма Ларина увлечена историей и умеет работать с архивами. Благодаря этому ей удалось сделать множество удивительных открытий. Например, она обнаружила, что родственники знаменитого самарского депутата Государственной думы III созыва, городского головы и поборника трезвости Михаила Челышова похоронены на столичном кладбище рядом с Лариными. Следовательно, родство этих семей весьма вероятно.
Римме также удалось доказать родственные связи между семьями — хозяевами здания мельницы (ныне социально-педагогический университет) Карповыми, обладателями мельницы в селе Калиновка Сергиевского района Лариными, а также знаменитыми Сурошниковыми.
Эти люди составляли костяк самарского купечества, на деньги которого строилась историческая часть нашего города. Они прекрасно знали друг друга, заключали сделки, вместе отдыхали и роднились между собой. Их объединяло общее крестьянское происхождение, а также недюжинная деловая сметка, трудолюбие и упорство.
Вот как Ольга Ларина описывает в своем дневнике путь, который прошли Шихобаловы, Ларины и Карповы, чтобы стать богатейшими людьми своего времени.
«Что касается моего деда по матери Карпова Василия Захаровича, то он в ранней юности был гуртовщиком, гонял для прокорма скот по приволжской степи, что периодически сопровождалось забоем скота, — пишет Ольга Дмитриевна. — Появлялась возможность для реализации мяса и кожи. Кожу предварительно нужно было выделать, чем впоследствии и занялся мой дед. Но для этого требовались деньги, которых не хватало, чтобы создать хотя бы небольшое предприятие. И он стал работать на волжских судах».
Желая быть на уровне передового предпринимательства, накопивший денег на собственное дело Карпов побывал в Северной Америке для ознакомления с современным производством. Таким образом, он стал крупным предпринимателем, купцом первой гильдии. В начале ХХ века получил звание почетного гражданина и входил в число наиболее богатых людей Самары, таких как Шихобалов, Головкин, Челышов, Сурошников.
Отдельная история про родственников Ольги Дмитриевны по отцу: «Мой дед, Александр Гаврилович Ларин, по своему сословному происхождению — «однодворец», в молодости был волжским бурлаком, тянул баржи. Позже трудился на самарской земле, сажал сады для продажи или по заказу. Был женат, имел от первого брака сына Петра и дочь Грушу, но скоро овдовел. Сын повзрослел. Ему исполнилось 24 года, а отцу 48. Пришло время женить сына. Отец остановил свой выбор на дочери бывшего крепостного известного самарского адвоката Хардина».
Как водится, пошел сватать девку. Однако расчетливые родители невесты заявили, что хотят отдать дочь за самого 48-летнего свата, а не за его недостаточно самостоятельного сына. Так и поступили. 16-летняя жена побаивалась своего взрослого мужа, перед его приходом прятала в сундучок свои куклы, в которые все еще играла в его отсутствие. Совсем девчонка. Однако именно она в трудную минуту подсказала предпринимателю выход из трудного положения. Когда крестьянская община отказалась продлевать Ларину аренду на отремонтированную им мельницу, жена посоветовала обратиться к ее бывшему барину Хардину. Несколько дней просидел крестьянин в приемной присяжного поверенного, но тот не нашел времени принять его. Помог бедняге его помощник — Владимир Ульянов. Отстояв свои права на мельницу в Калиновке, Ларин заработал капитал, стал купцом и заимел в Самаре собственную усадьбу.
Усадьба Лариных известна многим краеведам благодаря тому, что один из домов, расположенных на улице Самарской, 47, был признан объектом культурного наследия. Считается, что он входил в комплекс построек на усадьбе Лариных. Однако Римма, пытливый исследователь истории купеческого рода, нашла несостыковки в документах и планах.
— До поездки в Самару у меня уже был кое-какой материал по усадьбе Лариных на улице Самарской. Особенно интересовал признанный объектом ОКН так называемый дом Лариных – трехэтажный, с высокими потолками и большими окнами. Он является украшением торговой улицы, расположенной за старинным Троицким рынком. Приехав в Самару, я пошла посмотреть «владения предков» вживую. Мне удалось попасть внутрь дома — там сейчас арт-пространство и несколько офисов. А также осмотреть интерьеры. Кирпичная кладка хорошо сохранилась, и современный дизайн в стиле «лофт» вполне вписался в интерьер. Я считала, что это дом Лариных, и восхищалась творением рук прапрапрадедов.
Однако после изучения дома пытливая москвичка вышла во двор, чтобы сравнить сохранившиеся постройки с имеющимся у нее планом участка от 1902 года. Тут то и возникли первые сомнения: во-первых, трехэтажный дом вообще не значился на чертеже. Во-вторых, между этим домом и двором Лариных Римма обнаружила брандмауэр из дореволюционного кирпича. А какой хозяин будет разделять свой участок такой высокой противопожарной стеной? Но это были лишь догадки. Опытная исследовательница стала искать в самарских архивах документы, подтверждающие ее мысли. И нашла. Она перевела все размеры старинного плана усадьбы из саженей в метры и начертила участок на Яндекс-картах. Удивлению не было предела: границы всех построек совпали до сантиметра! Так четко считали в те времена. Однако красивого трехэтажного дома на участке не было. Акт историко-архитектурной экспертизы дома по адресу Самарская, 47 тоже содержал не только четкую информацию, но и предположения.
«К дому на ул. Самарской, 49 примыкал дом под №45. На дворовых участках этих домов подобающие строения отсутствуют. Здание под №49 является выявленным объектом культурного наследия «Жилой дом на участке А.Г. Ларина», дом под №45 в настоящее время утрачен, сохранился лишь фрагмент главного фасада. Согласно архивным с начала 70-х годов XIX века земельный участок принадлежал мещанину А.Г. Ларину. В связи с вышеизложенным выходит, что выявленный объект культурного наследия «Жилой дом» по адресу: г. Самара, ул. Самарская, 47 и выявленный объект культурного наследия «Жилой дом на участке А.Г. Ларина» по адресу г. Самара, ул. Самарская, 49 одно и то же здание. Либо при постановке на учет выявленного объекта культурного наследия имели в виду здание, расположенное по адресу г. Самара, ул. Самарская, 45, но произошла ошибка в адресе».
Окончание следует.
Фотографии из личного архива Риммы Лариной
Комментарии
0 комментариев