Они приближали Победу. Как работницы фабрики «Красная Звезда» шили солдатские шинели. Часть 2

16.02.2025

Loading

[post-views]

Автор:

Они приближали Победу. Как работницы фабрики «Красная Звезда» шили солдатские шинели. Часть 2

Люди старшего поколения помнят большое швейное производство, которое существовало в историческом центре. На углу улиц Фрунзе и Некрасовской располагалась фабрика «Красная Звезда», известная жителям не только Куйбышева, но и всей страны. Предприятие выпускало классические пальто, костюмы и платья. Но все годы основной ее продукцией были солдатские и офицерские шинели. К сожалению, фабрика не пережила перестроечные 90-е годы. Была реорганизована в частную фирму, а затем обанкрочена. Это вторая часть материала. Первую можно почитать по ссылке.

И турбаза, и квартира

Любовь Бекасова — выпускница профтехучилища № 20. В 1967 году она поступила работать на фабрику швеей-мотористкой. Освоила все операции и стала резервисткой. Веселую и сноровистую работницу заприметил Геннадий — механик по швейным машинам. И в 1969 году они справили свадьбу. Молодая семья очень любила ездить на фабричную турбазу не только в отпуск, но и по выходным. Дочку без проблем зачислили в детсад. Профсоюз обеспечивал ее и путевками в пионерский лагерь. В том числе в знаменитый «Волжский Артек».

— Я не жалею, что пришла на фабрику. И ни разу не меняла своего места работы, — говорит Бекасова. — Коллектив «Красной звезды» воспитал меня и дал мне все необходимое для жизни. Большую роль в обучении новичков играли ветераны труда, многие из которых работали еще во время Великой Отечественной войны. Например, Татьяна Ивановна Вавилова, Герой Труда. И посоветуют, и подскажут, и пожурят, если нужно. Дни рождения мы справляли все вместе. Дружно ходили на демонстрации, которые были для нас настоящим праздником. Жилье мне сначала дали в коммунальной квартире, а потом мы получили свою. Хотя к тому времени я уже разошлась с мужем и жила вдвоем с дочкой.

Визит Горбачева

И вот советские времена канули в лету. В период перестройки фабрика, казалось, должна была выйти на новый виток развития. Ведь первый секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев лично посетил славившееся на весь Советский Союз производство. До сих пор ветераны швейной фабрики вспоминают тот визит. Как Михаил Сергеевич внимательно общался с людьми, как выслушивал жалобы и пожелания. Работники сетовали на устаревшее оборудование, на то, что разросшееся производство стало занимать несколько старинных зданий, что условия труда оставляют желать лучшего.

После этого случилось невиданное: стартовало строительство цехов на улице Партизанской. Туда начали завозить новое импортное оборудование. Однако швейники радовались недолго. Наступили новые времена. А вместе с ними они узнали, что такое настоящий капитализм.

Трудности и надежды перестройки

Надежда Дементьева пришла на предприятие как раз в это сложное время, по окончании швейного техникума. И сразу стала работать контролером в 4-м цехе. Здесь отшивали военные шинели. Работа трудная и ответственная. Ткань плотная, изделия тяжелые. А требования к качеству пошива очень высокие. Ведь после заводских контролеров существовала еще и военная приемка. Но Надежда справлялась. Помогали характер, стремление все выполнять на «отлично».

По возвращении из декретного отпуска женщину пригласили работать нормировщицей в 3-й цех. Ее ответственность и собранность, вежливость и справедливость были по нраву сотрудникам. И на перевыборном собрании Надежду выдвинули в профсоюзную организацию.

Забастовка на Фрунзе

Через некоторое время Дементьевой предложили возглавить профсоюзную организацию. Надежда согласилась не сразу. Понимала, что здесь будут свои сложности. Но взялась за новое дело.

Особенно нелегко было с начальством.

— Период, в который мне пришлось руководить профсоюзным комитетом, был не из простых. Учитывая наши заслуги, нам предложили в числе первых шести предприятий в стране провести приватизацию производства, — рассказывает Надежда. — Еще не существовало соответствующего законодательства, не было прецедентов. Мы организовали общество закрытого типа. С одной стороны, это было хорошо, ведь купить акции могли только члены нашего коллектива. С другой — плохо, поскольку необходимые средства имели единицы. Они в основном и выкупили их. Стали обладать контрольным или блокирующим пакетом. И вершить судьбу предприятия по-своему.

В перестроечный период рушилось плановое хозяйство. Если раньше был госзаказ, то теперь и поставщиков, и покупателей приходилось находить самим. Начальству стало не до социальной сферы. То, как решались многие вопросы, вызывало недовольство коллектива. И однажды это вылилось в забастовку. Люди вышли на улицу Фрунзе и заблокировали проезжую часть.

— В этот момент я поняла, что если не возглавлю забастовочное движение, то у моих коллег будут проблемы с законом. И мне пришлось пройти этот сложный путь, — продолжает Дементьева.

Несмотря на трения с начальством, работницы старались качественно выполнять любые добытые заказы. В том числе шили одежду по лекалам европейских модных домов. С грустью и тревогой вместе с сотрудницами предприятия, не раз сменившего название, Дементьева смотрела, как из-за промахов управленцев, да и обстановки на рынке, когда в страну валом пошел китайский ширпотреб, фабрика испытывает все больше трудностей. Швейное производство сокращалось, а потом и вовсе было закрыто.

Но гордость за предприятие, которое дало им дорогу в жизнь, до сих пор в душе ветеранов. Об истории «Красной звезды» напоминает раритетная книга «Ровесница Октября», созданная писателями — участниками Великой Отечественной войны Валентином Беспаловым и Семеном Табачниковым. На ее страницах запечатлена не только судьба фабрики, но и жизненные истории, услышанные ими из уст сотрудников. С некоторыми из них познакомим читателей в следующих публикациях.

Из очерка авторов Семена Табачникова и Валентина Беспалова, 1975 год:

«В центре города Куйбышева, почти на самом берегу Волги, расположились два вроде бы ничего общего не имеющие между собой предприятия — швейная фабрика «Красная звезда» и Средневолжский станкостроительный завод. В самом деле, что может быть общего между ними? Завод — старинное, с дореволюционной историей предприятие, основанное еще в прошлом веке; фабрика, ровесница Октября, начинала свою историю с маленьких мастерских, где шили первые красногвардейские гимнастерки… Но так уж случилось, что именно эти два предприятия еще с двадцатых годов объединились крепкой рабочей дружбой. Они соревновались между собой, и весь город знал, кто победил в том или ином месяце, квартале. Благо, узнать, кто впереди, было несложно: над фасадом предприятия- победителя зажигалась красная звезда. В честь этого и название свое получила швейная фабрика — часто, видимо, зажигался над ней знак трудовой победы».

Продолжение следует

На обложке работница швейной фабрики № 2 «Красная Звезда» Климашина. 1959 г. Фотография Елены Караваевой

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации