В декабре 1935 года по инициативе Сергея Аксакова и его коллег в Шанхае открылась Первая русская музыкальная школа.
Композитор продолжает и общественную работу в различных объединениях. Имея юридическое образование, Аксаков активно интересовался правовым положением эмигрантов и был принят в состав Русского юридического общества в Шанхае.
Как человек творческий, ради продвижения нашего искусства в Китае он идет на эксперименты. Например, иллюстрирует музыкой полотна известного эмигрантского художника Кичигина. Аксаков выступает на вернисаже с рядом своих собственных произведений. Выставка имела громадный успех, в немалой степени благодаря участию талантливых музыкантов.
В 1935 году состоялось слияние творческих организаций «Восток» и «Шанхайская Чураевка». Это привело к созданию нового литературно-музыкально-художественного и научного объединения «Шатер». Его председателем был избран профессор Шанхайской национальной консерватории Сергей Аксаков. Новое объединение стало выпускать сборник «Врата», который пользовался большой популярностью среди русской молодежи.
Будучи в зените славы как педагог и композитор, имея в Шанхае собственный дом и частную студию, уже в середине 30-х Сергей Сергеевич делал все, чтобы вернуться на родину. Об этом рассказала представительница семьи Аксаковых Мария на презентации архивного сборника в СОУНБ. Композитор не чувствовал никакой вины перед новой властью. Ведь даже бывший тесть Аксакова, царский генерал Усаковский, перешел на сторону большевиков и помогал готовить офицеров Красной Армии.
Его дочь Вера была первой супругой композитора. Пока Аксаков находился на фронтах Первой мировой, она жила у родственников в Самаре. В 1918 году Сергей Сергеевич вернулся в наш город — отряд Красного Креста, где он служил, расформировали. По словам Марии Аксаковой, уже отсюда композитор вместе с женой и дочерью Верочкой уехал в Харбин. В эмиграции супруги расстались. Жена ушла к более успешному Василию Лаврову. В 1934 году в Шанхае Аксаков женился на Клавдии Ивановой-Колударовой. Она была младше его на 15 лет. У супругов родились две дочери — Ирина и Ольга. Видимо, вторая жена поддержала композитора в его стремлении вернуться на родину.
Однако все затянулось почти на десять лет. Причина была не только в постоянных проверках личности и медленном оформлении документов с советской стороны, поясняет Мария Аксакова. В конце 30-х тяжело заболевает находившийся также в Китае брат композитора Константин. И родственники не могут оставить его одного на чужбине.
Душа Сергея Аксакова рвется в Россию, которая мужественно сражается с немецкими захватчиками. Но только похоронив брата, в 1946 году композитору удается вернуться домой. «Перемещенным лицам» было запрещено находиться в столицах и крупных центрах европейской части СССР. Из Владивостока путь Аксаковых лежал в Омскую область, где они поселились в небольшом рабочем поселке. Позднее семья переехала в город Тара. Там в музыкальной школе Аксаков преподавал фортепиано и теорию музыки. За восемь лет пребывания в Омской области он напишет фортепианное трио, концерт для фортепиано с оркестром, фантастический танец для фортепиано, концертный этюд, романсы и песни. Конечно, его новую скромную жизнь нельзя было сравнить с налаженной шанхайской. Однако его вдохновляло то, что теперь он был вместе со своим народом, в своей собственной стране.
В 1954 году министерство культуры СССР направило композитора «для музыкально-педагогической работы» в Минск. Мария Аксакова отмечает, что он сам выбрал это место для проживания. Там Сергей Сергеевич преподавал в училище при консерватории.
В Белоруссии оценили его талант. Его сразу приняли в Союз композиторов БССР. Аксаков стал «активным деятелем советской музыкальной культуры». Его произведения исполняли на концертах, его песни пели с эстрады и в хоровом исполнении. Он написал на новом месте концертную увертюру, симфоническую фантазию «Над Неманом», симфоническую поэму «В Журавской пуще», этюды, вальсы, «Марш молодежи», «Песнь о Ленине», кантату «Моя Беларусь», «Песню о Минске», ряд романсов. В начале 1960-х Аксаков был принят в члены Союза композиторов СССР. Когда в 1961-м ему исполнилось 70 лет, это событие широко отмечалось в Белоруссии. Произведения, написанные в Китае, наконец-то увидели свет. Их исполняли на концертах, на радио был открыт цикл передач с участием композитора. Сергей Аксаков умер в Минске в сентябре 1968 года.
Хорошо, что в нашем городе, на малой родине музыканта, благодаря усилиям Аксаковского комитета прилагают усилия по популяризации его творчества. Профессор СГИК Виталий Семенов считает его первым профессиональным самарским композитором. И призывает наших музыкантов почаще исполнять его произведения в своих концертных программах.
Профессор СГИК Виталий Семенов:
— В Самаре был издан очень скромным тиражом нотный сборник «Аксаков Сергей Сергеевич. Избранные сочинения». Между тем все творческое наследие композитора потянет на несколько томов. В настоящее время во всем мире можно найти всего пять-шесть исполнителей музыки Сергея Аксакова. Произведения его долгое время не издавались. Недавно в Самаре был представлен вокальный цикл композитора на стихи Ахматовой в исполнении Натальи Бондаревой. Крики «браво» раздались уже после первого произведения!
Когда в 1959 году в Москве отмечали столетие со дня смерти литератора Сергея Тимофеевича Аксакова, Сергей Сергеевич принял самое активное участие в организации мероприятия. «Под огромным портретом писателя сидел за столом президиума… вместе с двумя своими дочерьми счастливый и гордый его правнук. Последние полтора десятилетия он много и упорно работал на музыкальной ниве как педагог и композитор, немало труда посвятил собиранию различных материалов о С.Т. Аксакове» — так писали об этом газеты.
Другие материалы цикла:
Композитор из рода Аксаковых. Часть 1
Фотографии из архива семьи
Исторические версии
Исторические версии
Исторические версии
Комментарии
0 комментариев