Афанасьевы, Юрины, Разсыпновы. Петербурженка Виктория Пузанова рассказала о знаменитых самарских предках. Часть последняя

20.07.2025

Loading

Автор:

Афанасьевы, Юрины, Разсыпновы. Петербурженка Виктория Пузанова рассказала о знаменитых самарских предках. Часть последняя

Публикации «Самарской газеты» неоднократно вызывали живой отклик у читателей. На этот раз нам написала Виктория Пузанова из Санкт-Петербурга, что лишний раз подтверждает: наши «Исторические версии» читают по всей стране. Это вторая часть материала. Первую можно почитать по ссылке.

Судьба богатой наследницы

Дочка Марии Юриной и Афанасия Афанасьева выросла настоящей красавицей. Белокожая, дородная, статная Анна была завидной партией. Кто только не сватался к богатой наследнице! Но она решила, что с человеком своего сословия ей будет лучше. С благословения родителей она заключила брачный союз с Иваном Разсыпновым, потомственным купцом 3-й гильдии.

Разсыпновы поселились в Самаре примерно на рубеже XVIII и XIX века. Аналогом современной нефти в Российской империи было зерно. Разсыпновы специализировались на выращивании и продаже зерновых культур. Даже фамилия произошла от их прибыльного занятия. Разсыпновы — те, что рассыпали зерно для просушки. В Самаре действовала зерновая биржа. Еще больше разбогатели бывшие крестьяне на выгодных сделках по перепродаже хлеба.

Виктория Пузанова рассказывает:

— Брак Анны и Ивана оказался очень плодовитым. У них родились 11 детей. К сожалению, смертность младенцев даже в богатых семьях была высокой. До сознательного возраста дожили только семеро. В доме всегда были и нянька, и гувернантка. Все они жили в городской усадьбе на Дворянской, 40.

— Семья была уважаемой, — сообщает Виктория. — Мой прадед Владимир, родившийся в 1908 году, рассказывал, что городской голова при встрече здоровался с его отцом за руку. Отношение в Самаре к ним было очень хорошее. Семья Разсыпновых была вхожа в самые высокие круги общества. Ведь как это водилось, они занимались благотворительностью, жертвовали деньги на постройку церквей.

Трагедия в семье Разсыпновых

Дети росли. И старшие сыновья потихоньку начали вести дела вместе с отцом. Однако семейная идиллия оказалась недолгой. Двух братьев — совсем молодых юношей Михаила и Петра убили лихие люди во время одной из коммерческих поездок. Это событие положило начало потоку несчастий, который обрушился на головы обитателей самарской усадьбы. Испытывая нужду в деньгах, владельцы переехали жить в деревянный флигель во дворе. А оба каменных дома стали сдавать квартирантам. Когда их младшему сыну Владимиру исполнилось восемь лет, случилась революция. К власти пришел Комитет членов Учредительного собрания. Они призвали на помощь взбунтовавшихся бывших чехословацких пленных, следовавших через всю Россию для погрузки на суда во Владивостоке. Большевики стремились свергнуть Комуч. Таким образом, в 1918 году Самара стала местом ожесточенной борьбы между большевиками и белочехами, а также другими антибольшевистскими группировками. В июне город был захвачен Чехословацким корпусом, а в октябре — освобожден Красной армией. Начались репрессии против бывших господ. Прадед Виктории с волнением вспоминал, как однажды ночью к ним постучали. Анна, поняв, что это пришли за ними, в спешке прятала украшения и другие ценности в люстру. Ее мужа выволокли во двор собственного дома и расстреляли. Виктория считает, что казнь была произведена без суда и следствия, так как ее попытки обнаружить в архивах судебное дело или просто постановление об аресте или даже ордер на расстрел в отношении Ивана Разсыпнова не увенчались успехом. Саму Анну с детьми фактически выкинули на улицу. Больше в этом доме они не жили. Квартирантов не тронули.

Вычеркнуто из памяти

Анна Афанасьева с детьми стала скитаться по коммуналкам. Впрочем, в коммуналки превратили всю выстроенную трудами поколений этой семьи усадьбу. Опасаясь новых репрессий, Разсыпнова пыталась, как говорится, быть тише воды, ниже травы. Помог случай. После реформы русского языка фамилия Разсыпновы меняется на Рассыпновы, чему ее носители были рады: сложнее было определить, что именно они имели «неправильное» происхождение. Анна Афанасьева-Рассыпнова так и не смогла принять смерть своего мужа. До конца своих дней она находилась в подавленном состоянии. Но все же смогла вырастить одна своих младших детей. Старалась не рассказывать им о прежней, дореволюционной жизни.

— Юриных тоже ждала непростая судьба, — говорит Виктория. — Я нашла документ, гласящий, что Юрин Николай Осипович, 1866 года рождения, уроженец Самарской губернии, купец, был арестован 11 ноября 1918 года. Примечательно, что один из отделов ВЧК — Нижне-Уральский окружной транспортный отдел помещался как раз в доме Юрина, на углу Николаевской и Льва Толстого.

Возвращение утраченных корней

Виктория Пузанова поделилась собранными ею сведениями. Александр Рассыпнов женился на Анне Афанасьевне, 1898 года рождения. Получив фамилию Рассыпнова, она стала полной тезкой матери мужа. У них были две дочери: Евгения и Антонина. Вера Рассыпнова вышла замуж и переехала в другой город. С семьей больше не общалась, видимо, понимая, что это опасно. В браке с Николаем Климовым у них в 1914 году родился сын Владимир. Николай Рассыпнов женился на Александре. Их судьба неизвестна. Валентина Рассыпнова вышла замуж за Сергея Доронина. У них есть потомки. Владимир Рассыпнов, прадедушка Виктории, не смог пойти на фронт из-за болезни: у него была закрытая форма туберкулеза легких. Он работал поваром. Свою единственную дочь Валентину в годы войны Владимир отправил к родственникам в Курумоч. Она рассказывала, что выжили тогда лишь потому, что кто-то из взрослых спрятал мешок лука, хоть это и было преступлением. Его варили всю голодную зиму.

По словам бабушки, жили они очень бедно: из лакомств — жмых из подсолнечных семечек, из одежды — всего три платья. Когда Валентине было шесть лет, ее родная мать умерла от рака. Владимир женился во второй раз, на доброй и порядочной женщине, у которой не было своих детей. Она стала девочке настоящей матерью.

Владимир почти ничего не рассказывал о своей семье, и бабушка Виктории, выросшая в советское время, считала упоминания о предках-купцах просто сказками. Таким образом, Виктория проделала огромную работу, восстанавливая утраченные связи поколений.

Было бы интересно, если бы живущие в Самаре родственники Рассыпновых, Юриных и Афанасьевых дополнили ее рассказ своей информацией.

Владимир Иванович Рассыпнов
с дочкой Валентиной
Мама Валентины Рассыпновой

Есть в семье и свои участники Бессмертного полка. Борис Рассыпнов погиб в 1942 году на Смоленщине, похоронен в братской могиле около села Прилепы. Об этом сообщили Виктории его потомки. Сергей Рассыпнов — ветеран Великой Отечественной войны, танкист. Был контужен, вернулся инвалидом. Собственных детей у него не было. Удостоен медали «За оборону Ленинграда».

Фотографии из личного архива Виктории Пузановой

Читай, где удобно

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации