В конце марта в областной библиотеке состоялась презентация очередной книги, выпущенной Аксаковским обществом. Это первое издание «Из архива С.С. Аксакова», который был сохранен Сергеем и Марией Аксаковыми — наследниками композитора. Проживающие в Беларуси супруги стали большими друзьями самарских краеведов. И решили поделиться с ними бесценными документами, которые иллюстрируют жизнь первого самарского профессионального композитора.
Председатель Аксаковского комитета Павел Коровин отметил большую роль члена попечительского совета комитета Анатолия Кильдяшова и руководителя издательства «Инсома-пресс» Александра Пирского в регулярном издании подобных краеведческих работ. О жизни музыканта рассказали преподаватель СГИК Виталий Семенов и Мария Аксакова. Познакомим и вас, дорогие читатели, с этими интересными фактами.
1891 год стал для семьи самарского губернатора Григория Сергеевича Аксакова и трагичным, и вдохновляющим. В Доме дворянства, до сих пор украшающем Пионерский спуск к Волге, слышались то детский смех, то рыдания. 24 февраля 1891 года скончался глава семейства, почитаемый самарцами губернатор. Его заслуг не перечесть: при Аксакове был открыт Окружной суд, созданы органы городского самоуправления, укрупнены уезды.
В том же году 5 января появился на свет его внук Сережа. Так что дед все же смог увидеть одного из своих наследников. Мальчика назвали в честь писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.
Автор знаменитой сказки, тонко чувствовавший красоту родного слова, просто обожал музыку. Он вспоминал, как еще в детстве услышал звучание оркестра, когда по дороге к родственнице остановился в имении помещика Дурасова. Крепостные музыканты играли перед обедавшими гостями. А мальчик застыл в восхищении и изумлении, забыв про тарелку наваристой ухи, поставленной перед ним. Его умение слышать музыку повсюду — в шорохе травы, в звуках бегущего ручейка — чувствуют все, кто читает его книги. Дочь и сыновья писателя также умели музицировать. Большие надежды в этом плане подавал младший Михаил, к сожалению, рано ушедший из жизни.
Любовь к музыке, присущая роду, трансформировалась в большой талант правнука писателя — композитора Сергея Сергеевича Аксакова. Его творческое наследие составляют симфонические, хоровые, инструментальные произведения, романсы и песни.
Отец — Сергей Григорьевич Аксаков — определил мальчика в московскую Поливановскую гимназию. Там он учился вместе с будущим поэтом Сергеем Шервинским и чемпионом по шахматам Александром Алехиным. Позднее мальчик перешел в Московскую консерваторию, но оставил ее, продолжив свое музыкальное образование в частных студиях. Ведь отец видел его таким же, как и все Аксаковы, — в первую очередь государственным деятелем, а не музыкантом. И все же понимал, что данный Богом талант сына нужно развивать. Поэтому Сергей занимался у композиторов Александра Гречанинова и Арсения Корещенко, у блестящего исполнителя Константина Игумнова, у музыковеда Юлия Энгеля.
Настойчивые призывы отца получить высшее юридическое образование заставили молодого Аксакова покинуть Москву и поступить в Императорский Александровский лицей. Впоследствии он вспоминал, как «окончившие курс лицеисты, встав рано утром, ходили в сад лицея и, становясь на колени перед памятником Пушкина, давали торжественную клятву хранить заветы Русской культуры».
Но и после переезда в Северную столицу юноша не оставил занятия музыкой. Он совершенствовался у профессора Петербургской консерватории Сергея Ляпунова, который был близок к композиторам «Могучей кучки». Первые самостоятельные произведения Сергей Аксаков написал в 23 года. Он тяготел к малым формам. Его пьесы и романсы были настолько востребованы современниками, что печатались в крупнейших городах Российской империи — Петербурге и Киеве. С этого времени Аксаков стал давать также фортепианные концерты.
В 1914 году юноша окончил Царскосельский лицей и был определен в Канцелярию Государственного совета. Эта стезя не особенно привлекала молодого человека. Каждую свободную минуту он посвящал музыке. Однако развитие его как композитора прервала Первая мировая война.
Аксакова призвали в армию. В чине офицера он служил уполномоченным Общества Красного Креста. Этой организацией руководило Главное Управление под председательством графа Игнатьева. На местах общество имело своих особых уполномоченных, ведавших территориальными отделениями. Такое подразделение имелось и на Дальнем Востоке. Так что, как подчеркивал сам Сергей Сергеевич, на границе с Китаем в годы революции и гражданской войны он оказался вместе с семьей совершенно легально.
Писатель Сергей Тимофеевич Аксаков рассказывал о своей первой встрече с симфонической музыкой в селе Никольском, которым владел бригадир Николай Дурасов. В имении были струнно-духовой и роговой оркестры, а также крепостные девушки-певицы, обученные пению в Москве.
Сережу Аксакова, не слышавшего до этого ничего, «кроме скрипки, на которой кое-как игрывал дядя, лакейской балалайки и мордовской волынки», дурасовский оркестр поразил невероятно. Впечатление было настолько сильным, что мальчик был буквально «подавлен изумлением, уничтожен».
Судя по письмам к родным, тонким музыкальным вкусом обладал сын писателя Иван Сергеевич Аксаков. По воспоминаниям близких, совершенно выдающимися музыкальными способностями был наделен и его брат Михаил, умерший в раннем возрасте. Хорошие вокальные данные были у дочери писателя Надежды. Ее исполнением народных песен заслушивались все гости Аксаковых. Нередко Надежда пела вместе с Николаем Васильевичем Гоголем, который снабжал ее новыми композициями из собранных им в украинских селах.
Лариса Черникова, профессор, член правления «Русского клуба в Шанхае»:
— Внук писателя Сергей Григорьевич Аксаков (отец маленького Сергея Сергеевича), также имел юридическое образование и находился на земской и государственной службе. Он служил в земском отделе, затем комиссаром по крестьянским делам в годы проведения крестьянской реформы в Варшавской губернии (1888), был уездным начальником в Бузулуке (1891). Семья владела землями в Самарской губернии. Именно в городе на Волге родился четвертый ребенок Сергея Григорьевича, названный в честь знаменитого прадеда.
Продолжение следует
Фотографии из архива семьи
Исторические версии
Исторические версии
Исторические версии
Комментарии
0 комментариев