Какие музеи действовали в нашем городе в 1920-е годы. Часть последняя

16.07.2023

4438

Автор:

Какие музеи действовали в нашем городе в 1920-е годы. Часть последняя

Смутный и тяжелый период, 1920-е годы, оказывается, был временем не только голода и Гражданской войны, но и бурного культурного развития. Сотрудник краеведческого отдела областной библиотеки Владимир Елин насчитал около десятка музеев, которые были открыты тогда в Самарской губернии. По его словам, существовавшие до революции выставочные комплексы подверглись реорганизации. Новые власти требовали, чтобы экспозиции пропагандировали большевистскую идеологию. Открывались и новые учреждения. 

Со временем некоторые из них расформировали, и сегодня мало кто знает, что у нас в городе действовали, например, историко-революционный и криминальный музеи, а также «Комната старой Самары». Это вторая часть материала. С первой можно ознакомиться тут. 

Университетский музей и его хранитель

24 января 1919 года Культурно-просветительской ассоциацией при Самарском университете был открыт первый послереволюционный музей. На должность его заведующего и главного хранителя был приглашен Владимир Арапов. Он передал в музей семейные реликвии: «Акварель П. Пашина «Заседание Самарской Уголовной палаты в 1867 г.» и три пары атласных туфель, принадлежавших его бабушке Елизавете Смирнитской. На картине был изображен дед Арапова, коллежский советник Александр Смирнитский, в то время возглавлявший Уголовную палату. Арапов наряду с Гольмстеном, Преображенским и Агриковым стал автором выпущенного в 1926 году сборника «Вся Самара и губерния». Но дворянское происхождение сыграло впоследствии с Араповым плохую шутку. Он был арестован в 1937 году Куйбышевским НКВД и расстрелян по приговору «тройки» в 1938-м. 

Какие музеи действовали в нашем городе в 1920-е годы. Часть последняя

Самые советские музеи

Целенаправленную политико-просветительную деятельность вел Историко-революционный музей, открытый в 1924 году. Он занимал некоторые помещения в бывшем особняке Курлиных, ныне Музее Модерна. В нем содержались экспонаты графического характера: портреты революционных деятелей, плакаты, листовки, воспоминания красных командиров. Его фонды насчитывали свыше двух тысяч единиц. 

Одноэтажное здание с чертами псевдорусского стиля на Садовой, 45 было построено в 1908 году для Самарского жандармского управления. Проект разработал архитектор Александр Щербачев. В середине 1920-х годов здесь располагался Губернский уголовный розыск, а при нем — Криминальный музей с двумя отделениями: преступности и борьбы с преступностью. Он был основан еще до революции. Исследователи полагают, что этот музей, несмотря на его специфику, все же считался филиалом губернского. В этой связи понятно, почему «Аксаковская комната», которой было тесно в музее Общества археологии, незадолго до ее передачи в Пушкинский дом, была переведена в это здание. Ведь обоими музеями руководила Вера Гольмстен.   

При Управлении военными заведениями ПРИВО действовал Военный музей. Некоторые его экпонаты, относящиеся к гражданской войне, видимо, хранятся сегодня в музее Михаила Фрунзе, образованном в 1934 году. С момента своего основания учреждение культуры находилось под управлением Дома офицеров штаба ПРИВО. С 1974 года выставочный комплекс стал филиалом историко-краеведческого музея имени Алабина.

Зять Ленина и пожарная охрана

Пожарной охране в часто горящей деревянной Самаре было отведено почетное место. 17 апреля 1918 года Совет труда и обороны принял декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». В масштабах всей страны учрежден пожарный совет под председательством главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем, выходца из Самарской губернии Марка Елизарова, мужа Анны Ульяновой, сестры Ленина. В 1918 году пожарное дело было передано в ведение административного отдела управления губернского исполнительного комитета. К началу 1921 года организацию всей противопожарной работы осуществлял пожарный подотдел. В 1923 году он был преобразован в управление пожарной охраны города Самары. При ней действовал Пожарный музей. Разделы экспозиции «Как мы горим», «Отчего мы горим», «Чем мы работаем» рассказывали о буднях сотрудников ведомства. Имелся и «Общий отдел». Музеем заведовал брандмейстер Логинов. 

Исчезнувшие музеи

Губернский музей учебных пособий основали в 1913 году. В 1920-е учреждение находилось в ведении Губоно и состояло из нескольких отделов: естественно-исторического, гуманитарного, физики и математики, географии, технологии. Учебными пособиями могли пользоваться все учреждения Губоно, а также другие просветительские организации.  

В 1924 году был создан музей фауны Самарского края при Союзе охотников. О его судьбе ничего не известно. 

Масштабные явления, происходящие в стране, находили отражение в музейном деле. Так, 15 декабря 1921 года на улице Советской, 54 (ныне Куйбышевская) был открыт музей голода. В экспозиции были представлены диаграммы колебания урожайности в Поволжье, фотограммы, образцы суррогатов пищи, печатные издания о борьбе с этим явлением. Но в 1925 году музей расформировали. Снимки голодающих, привезенные фотографом Исаем Либерманом, до сих пор хранятся в фондах историко-краеведческого музея имени Алабина, так же как и альбом, созданный кинооператором Тиссэ по итогам его командировки с членами Помгола — Комиссии помощи голодающим в Самарскую губернию. В хранилищах бывшего губернского музея можно найти экспонаты и других не выживших в трудные 30-40-е годы выставочных площадок. 

Стремление сохранить отечественное историко-культурное наследие, выявленное в результате национализации, частных собраний, конфискации имущества в помещичьих имениях, упразднения монастырей, сокращения численности действующих церквей привело к бурному росту музеев. В 1918 году в стране было создано 101 учреждение, в 1919-м — 58, в 1920-м — 38. Всего за период с 1918 по 1923 год было открыто свыше 250 новых музеев.

В сентябре 1919 года губернский отдел народного образования с целью ревизии Самарского губернского научного музея создал Коллегию по делам охраны памятников искусства и старины в составе Васильева, Гинцбурга и Идлиса. По итогам ее работы было принято решение о закрытии выставочного комплекса. Комитет по заведованию был отстранен от руководства, многие его члены арестованы. Действия «музейной тройки» едва не привели к полному развалу учреждения культуры. Для его спасения по инициативе Самарского общества археологии, истории, этнографии и естествознания при Самарском университете 15 марта 1921 года была создана Музейная коллегия. Ее директором стал профессор Башкиров, а после его отъезда в Москву в августе 1922 года — профессор Гольмстен.

Фотографии: исторические архивы

Читайте также:

Исторические версии

Композитор из рода Аксаковых. Часть 2

Он родился в Самаре, прославился в Шанхае, преподавал в Минске

Исторические версии

Композитор из рода Аксаковых. Часть 1

Родился в Самаре, прославился в Шанхае, преподавал в Минске

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации