Рейс в Тегеран. Часть последняя

06.11.2022

16974

Автор:

Рейс в Тегеран. Часть последняя

Куйбышев оставил значительный след в истории дипломатии. С 1941 по 1943 год здесь находился основной состав Наркомата иностранных дел и представители посольств, эвакуированные из столицы. Именно у нас проводилась работа по созданию антигитлеровской коалиции. Предметно обсуждался вопрос создания французской эскадрильи «Нормандия — Неман». Проходило формирование будущих национальных вооруженных сил Чехословакии и Польши. И что, пожалуй, самое главное — в Куйбышеве обсуждалась подготовка к Тегеранской конференции. На ней главы стран-союзников приняли решение об открытии второго фронта в Европе. Для технической подготовки конференции с 22 июня 1942 года начала действовать авиалиния Куйбышев — Тегеран. Это последняя часть материала. С первой можно ознакомиться тут, со второй тут, а с третьей — здесь.

Дипломатия на Волге

Разгром немецко-фашистских войск под Москвой в декабре 1941 года и под Сталинградом в ноябре 1942-го, блистательная победа на Курской дуге летом 1943-го не только изменили соотношение сил на важнейшем советско-германском фронте в пользу Красной Армии, но и привели к упрочнению международного авторитета СССР. В 1941-1943 годах Советское правительство установило дипломатические отношения с целым рядом стран. Продолжали развиваться межгосударственные связи. 

7 апреля 1942 года в Куйбышев прибыл Чрезвычайный и Полномочный посол США в СССР Уильям Стэндли. Он был встречен официальными представителями Наркомата иностранных дел, а также составом американского посольства во главе с поверенным в делах Торстоном, китайским послом Ли-цзы, послом Великобритании Керром, норвежским посланником Андвордом, советником польского посольства Сокольским. 14 августа 1942 года прибыл Чрезвычайный и Полномочный Посол Турецкой Республики. Его встречали официальные лица СССР, поверенный в делах Ирана, а также состав турецкого посольства во главе с поверенным в делах Зорлу. 2 января 1943 года в Куйбышев прибыл Чрезвычайный посланник и Полномочный министр Австралии в СССР Билл Слейтер.

На приеме в связи с 25-й годовщиной Красной Армии, устроенном 23 февраля 1943 года в Куйбышеве заместителем наркома обороны маршалом Советского Союза Борисом Шапошниковым, звучали выступления военных и военно-морских атташе при посольствах и миссиях в СССР, высоко оценивавших роль нашей страны в победах над фашизмом.  

Нельзя не отметить гуманитарные аспекты деятельности дипломатического корпуса, наркомата иностранных дел, обществ Красного Креста. Ярким событием такого плана стала сдача крови послом Норвегии Рольфом Андвордом для раненого бойца Красной Армии. 

Но все же самым главным результатом деятельности НКИД в Куйбышеве стала подготовленная здесь Тегеранская конференция.

Под кодом «Эврика»

В Куйбышеве разрабатывались документы конференции, готовились проекты соглашений и деклараций. В то же время велась интенсивная секретная переписка сотрудников министерств иностранных дел и руководителей трех государств. В ней использовалось кодовое название встречи — «Эврика» (Eureka). Конференция была призвана разработать окончательную стратегию борьбы против Германии и ее союзников. 

Она стала важным этапом в развитии международных и межсоюзных отношений. На ней был рассмотрен и решен ряд насущных вопросов войны и мира. Главное — обсуждалась возможность открытия союзниками второго фронта во Франции. В процессе переговоров отвергли предложенную Великобританией «балканскую стратегию». Англо-американской стороной предварительно была установлена дата начала операции «Оверлорд» на май 1944 года. В дальнейшем ее перенесли на 6 июня. 

Обсуждались также вопросы о предоставлении независимости Ирану. Было утверждено начало войны СССР с Японией после разгрома нацистской Германии и намечены контуры послевоенного устройства. Достигли единства взглядов по вопросам обеспечения международной безопасности и прочного мира. Но основной темой, конечно же, было открытие второго фронта в Западной Европе.

Противоречия и соглашения

Интересны воспоминания присутствовавших на конференции советских и иностранных дипломатов. Например, сообщалось, что после долгих дебатов проблема «Оверлорда» — высадки союзников во Франции — оказалась в тупике. Тогда Сталин поднялся с кресла и, обратившись к Ворошилову и Молотову, с раздражением сказал: «У нас слишком много дел дома, чтобы здесь тратить время. Ничего путного, как я вижу, не получается». Черчилль понял, что момент критический. И пошел на компромисс. 

Противоречия были и в отношении судьбы побежденной Германии. Франклин Рузвельт выступал за раздробление ее на государства Пруссия, Ганновер, Гессен, Саксония, Бавария, а также международную зону (Рур и Саар). Черчилль — за создание Дунайской федерации, в которую должна была войти часть немецких земель. Сталин же настаивал на сохранении единства Германии. 

На конференции произошло знаковое событие — зарождение ООН. Президент США Рузвельт изложил американскую точку зрения относительно создания в будущем международной организации безопасности. Об этом он в общих чертах уже говорил народному комиссару иностранных дел СССР Молотову во время пребывания того в Вашингтоне летом 1942 года и английскому министру иностранных дел Энтони Идену в марте 1943-го.

Обращение Рольфа Андворда к неизвестному раненому, которому должны были перелить сданную норвежским послом в Куйбышеве кровь:

«Пройдут столетия, и дети Советского Союза и других свободолюбивых народов с горящими глазами будут читать в книге истории главу «Храбрый русский солдат спасает цивилизованный мир». Со всех концов Норвегии несутся мысли к победоносной Красной Армии с благодарностью за мощное усилие в борьбе против общего врага. Я отдаю кровь из моего сердца».

В конце ноября 1943 года И.В. Сталин покинул Москву на литерном поезде №501 по маршруту Москва — Сталинград — Баку в условиях глубокой тайны. Из Баку в Тегеран делегация вылетела на двух самолетах в сопровождении 27 истребителей. Рузвельт прибыл в алжирский порт Оран на линкоре «Айова». Затем Рузвельт и Черчилль встретились в Каире. 28 ноября делегации трех держав прибыли в Тегеран. Рузвельт принял приглашение поселиться в здании советского посольства, Черчилль остановился в британском представительстве, которое находилось напротив дипломатической миссии СССР. Встречи лидеров проходили в объединенном «коридором безопасности» советско-британском дипломатическом комплексе.

Фотография: исторические архивы

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Город

Самара пешеходная. Улица Красноармейская, часть 2

Площадь Куйбышева, сказочный сквер и Кухмистерская

Город

Зачем нужен «умный дом» и что он умеет

Автоматизируем процессы для экономии времени и не только

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации