В Самаре студенты из Европы и Латинской Америки учат русский язык по фильмам

08.08.2019

124

Автор: Светлана Келасьева

В Самаре студенты из Европы и Латинской Америки учат русский язык по фильмам

В Самарском национальном исследовательском университете имени академика Королева в четвертый раз проходит международная летняя школа для студентов. Они изучают русский язык и культуру.

В этом году ее участниками стали 75 ребят. Они представляют 20 университетов из 10 стран Европы, Азии и Латинской Америки.

Будем знакомы

В течение двух недель учащиеся оттачивают знание русской грамматики, развивают навыки устной и письменной речи, знакомятся с русской культурой и общаются со своими волжскими сверстниками. Как пояснил директор центра довузовской подготовки Самарского университета Евгений Стефанский, никакого специального отбора нет. В летнюю школу могут приехать все, у кого есть желание и возможность. Проживание и обучение для студентов бесплатные. Также университет выделяет средства на трансфер из аэропорта и экскурсии.

В Самаре студенты из Европы и Латинской Америки учат русский язык по фильмам

Преподаватели университета разработали три образовательные программы, предназначенные для студентов с разным уровнем владения русским языком. Ребята, немного знакомые с великим и могучим, изучают практическую грамматику. Занимаются развитием речи. Посещают экскурсии, во время которых также знакомятся с русской культурой. Те, кто знает наш язык получше, совершенствуют навыки практической грамматики и письменной речи разных жанров. Участвуют в киноуроках. Занимаются стилистическим анализом художественного текста. Хорошо владеющим языком предлагают усовершенствовать навыки письменной речи разных жанров, обратить внимание на литературоведческий анализ и анализ поэтики российских кинофильмов. Ребята, которые учатся в магистратуре или аспирантуре, могут углубиться в вопросы теоретической грамматики. Например, попробовать сопоставить русскую с их родными польской и словацкой.

Смотрим фильмы, слушаем улицу

— Мы предлагали студентам послушать лекции, но это они могут сделать и у себя в университетах, — говорит Стефанский. — Для них гораздо ценнее, чтобы мы как носители языка указали им на ошибки и помогли их исправить.

Занятия проходят в разных формах. Весьма интересны, например, киноуроки. В летней школе это не банальный просмотр картины на русском языке с комментариями.

— Преподаватель заранее «расшифровывает» весь фильм, записывает диалоги, — рассказывает Стефанский. — Студенты должны не просто прочитать этот текст, но и понять каждое слово. Преподаватель делает пояснения с учетом того, какой фоновый или страноведческий материал идет за текстом. Потом мы поэпизодно смотрим и обсуждаем фильм. Чтобы студенты поняли абсолютно все, включая специфические выражения. На просмотр и обсуждение фильма, который идет полтора часа, отводится пять пар.

В Самаре студенты из Европы и Латинской Америки учат русский язык по фильмам

В группах для студентов с начальным знанием русского языка большое внимание уделяется развитию речи. Первые занятия проходят в аудитории. Затем студентам предлагают выйти на городские улицы и на практике применить те знания, которые они получили. Например, сделать покупку в магазине. Или узнать у прохожих, как доехать, скажем, до железнодорожного вокзала.

— Важно не только уметь читать и правильно писать на языке, который ты изучаешь, но и понимать устную речь. Особенно тех людей, которые не подбирают специально знакомые для тебя слова, как это делают преподаватели на начальном этапе обучения, — пояснил Стефанский.

Долой стереотипы

По словам директора центра довузовской подготовки, в этом году в летней школе занимаются очень мотивированные ребята. Некоторые из них посещают уроки не только своей, но и других групп, чтобы получить от учебы как можно больше.

— Это моя четвертая поездка в Россию, но первая такая длинная, — рассказывает студент из Польши Аркадиуш Сивко. — Я очень рад, что могу провести две недели в обычном русском городе. Меня интересуют не только история и культура, но и повседневная жизнь людей.

— Больше всего мне понравились занятия по анализу художественного текста, — делится впечатлениями польская студентка Арлетта Квецень. — Особенно когда мы занимались стихотворением Гумилева «Жираф». Мы много рисовали на доске и много говорили. Завершатся занятия летней школы защитой небольших проектов, в которых зарубежные студенты объяснят, почему они выбрали для изучения русский язык, и расскажут, какие стереотипы о России нашли подтверждение, а какие были опровергнуты.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации