Они – представители «новой волны».
Творческое объединение «Муха» — это младший научный сотрудник Музея Модерна Галина Зыбанова, научный сотрудник «Горький Центра» Никита Кузнецов и ученик 11 класса Денис Новиков. Ребятам непривычно слышать, что их называют художниками. По их мнению, такой статус не имеет значения.
«Муха» провела в «Горький Центре» на Куйбышева, 113 выставку «Все после», которая посвящена всему, что происходило с авторами с 2017 года, и тем средствам, с помощью которых строится их работа. Во время открытия Никита Кузнецов показал перформанс, из-за которого очевидцы вызвали полицию. С двумя участниками этого объединения журналист old.sgrpess.ru поговорил о самарском экспериментальном искусстве.
Галина Зыбанова: Мы были знакомы до «Мухи». Вместе с Никитой учились на историческом факультете в Самарском государственном университете. Начали общаться в театре при вузе. Нас сблизила постановка «Гроза» по Островскому. Так все и началось.
Никита Кузнецов: С третьим участником — Денисом — мы познакомились в танцевальной школе. Вместе исполняли крамп — энергичный, даже агрессивный танец, который, возможно, дал понимание важности ощущения. После этого в какой-то момент втроем сошлись на общих взглядах на мир, его восприятии.
Никита: Все, что мы делаем — не продумывается заранее, если только какие-то основные детали. Газета «Слепень» была названа так: «Пусть будет слепень, классно». Потом понимаешь принцип ее составления: слепо слепить из того, что было. То же самое и с названием: муха — и все. Какими-то новыми смыслами все обрастает потом.
Никита: Наш главный принцип – вычленение случайностей и работа с ними. Все это делается через собственные ощущения. Искренность важна как лично наша, так и того, кто видит результат творчества. Важен процесс передачи ощущения «изнутри наружу». Причем ты передаешь одно, а люди могут получить совершенно другое. И это замечательно.
Мы занимаемся текстом, пластикой, рисунком и звуком. Все это выходит бессознательно, на уровне ощущения. И случайным образом накладывается друг на друга, и работает совершенно в ином ключе, нежели по отдельности.
Галина: Работаем с городским пространством и всем тем, что нас окружает. То, что мы видим, проходит некую фиксацию в голове. Например, ты просыпаешься утром и видишь на потолке свет. Он вызывает какие-то образы. А дальше появляется текст или рисунок
Галина: Дебют состоялся во время «Ночи искусств» в октябре 2017 года. Нам предложили выстроить фото-зону в Литературном музее. Наполнение было полностью на наше усмотрение. С помощью «световой пушки», которую соорудили сами, на выбор посетителей выделяли в тексте фразы, которые характеризовали их на тот момент. Что-то вроде гадания по книге. Получилась первая наша работа — фото-зона «Мысли свет».
Никита: Перформанс назывался «Я или без». Он о том, как происходит обезличивание, то есть теряется «самость». Хотелось поговорить об этом с собой, прожить. Я стоял, лежал на балконе, просовывал руки сквозь прутья. Со стороны это, пожалуй, могло выглядеть неадекватным поведением, как раз такова потеря своего я. Действо должно было длиться два часа, внизу собрались зрители. И вдруг мне сотрудник Литературного музея шепчет: «Там полиция пришла».
Стражи порядка были похожи на классическую пару – злой и добрый полицейский. Один отнесся к увиденному с пониманием, шутил, а другой отреагировал по-отцовски строго, переживал, даже кричал: «Ты с ума сошел! Я много раз видел, как люди не в себе двигались так же. Они потом падали с крыш». Он подумал, что дело в алкоголе или наркотиках. Мы стали объяснять, что это искусство. Меня сначала хотели забрать на освидетельствование состояния, но потом поняли, что мы все — адекватные люди и это было выступление.
Галина: Современное искусство перформативно по своему наполнению. Для художника перформанс – это один из способов поговорить самому с собой и с окружением.
Никита: Каждый день. Очень сложно найти человека, с которым ты можешь говорить на одном языке. То, что мы делаем, направлено на всех, но контакт происходит с единицами. Мы работаем с воздействием, а для каждого оно свое.
Галина: Нет, не следим, и не ориентируемся на кого-либо. Не планировали даже называть себя художниками. Наблюдаем лишь за тем, что происходит с так называемой «новой волной» самарского искусства. Сейчас у нас в городе появилось много молодых авторов.
Никита: Сейчас художники появляются из ниоткуда. Раньше был момент передачи опыта от старших к младшим, соблюдалась некая преемственность. Теперь каждый сам по себе.
Галина: В августе мы хотим устроить слет художников в одном из домов в старой Самаре. Есть идея «раздать» участникам комнаты, которые нужно будет обжить, наполнить. На один день все авторы станут единым целым, обретут новый дом и каждый в своем стиле выскажется по заданной теме, осмыслит окружающее пространство. А посетители смогут свободно общаться с ребятами и знакомиться с их творчеством. Будут дневная и ночная программы. Итогом слета станет общее обращение самарских художников к культурному пространству в целом.
[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]С 2017 года «Муха» принимает участие во многих мероприятиях и проектах Литературного музея и Музея Модерна. «Мухи» — организаторы фестиваля экспериментального искусства «Ай» в 2018 году, авторы собственной газеты «Слепень». [/box]
Фото: Жанна Скокова, Галина Зыбанова, Олеся Писарева
Люди
Люди
Люди
Комментарии
0 комментариев