Моторы победы. Эвакуированный из Москвы завод выпускал на новой площадке двигатели к самолетам, громившим фашистов

08.10.2016

145

Автор: Марина Гринева

Моторы победы. Эвакуированный из Москвы завод выпускал на новой площадке двигатели к самолетам, громившим фашистов

Самарскому предприятию ПАО «Кузнецов» вручен почетный памятный знак «Куйбышев — запасная столица». Так отмечен огромный вклад заводчан в победу в Великой Отечественной войне.

В октябре 1941 года предприятие было эвакуировано из Москвы в Куйбышев, на территорию строившегося завода №337. Строительство производственных площадок и ввод в эксплуатацию завода №24 им. Фрунзе курировало специально созданное в Куйбышеве Управление особого строительства НКВД СССР (Особстрой). На новой площадке в кратчайшие сроки наладили производство двигателей АМ-38, которое было начато еще в Москве для штурмовика Ил-2. А всего с 1941 по 1945 год завод №24 выпустил более 43 тысяч двигателей АМ-38, АМ-38Ф для самолета Ил-2, АМ-42 для Ил-10, АМ- 35А для МиГ-1 и МиГ-3 и ГАМ-34 для торпедных катеров и морских охотников.

Переброска на Волгу

На втором месяце войны на заводе был создан штаб по эвакуации. Проложили подъездные пути вдоль заводских корпусов, установили два мостовых крана. Кузнецы отковали несколько тысяч ломов и рычагов. Составили документацию для учета отгрузки оборудования, на каждом станке надписали номер цеха. Но то были лишь первые признаки возможной эвакуации. Отъезд вглубь страны стал реальным фактом ближе к октябрю.

8 октября Государственный комитет обороны принял решение об эвакуации завода в Куйбышев, и 9 октября она началась. Необходимо было в кратчайшие сроки снять с места огромное предприятие, погрузить и перебросить его за тысячу километров, смонтировать и запустить производство. 14 октября первый эшелон с работниками за- вода был отправлен на восток.

Площадка на Безымянке

Моторостроительный завод №337 в Куйбышеве еще строился и должен был стать дублером завода №24. Нужно было в кратчайшие сроки подготовиться к приему нескольких эвакуированных предприятий и их коллективов. Завода №459 из Могилева, №452 из Днепропетровска, №181 из Ленинграда, а также №№103 и 108, которые начали прибывать с начала июля. За ними ждали москвичей.

Фрунзенцы добирались до Куйбышева кто в железнодорожных вагонах, кто в составе колонны из 24 автобусов, кто на баржах. Поздней ночью в двадцатых числах октября один из головных заводских эшелонов прибыл на станцию Куйбышев.

— В Москве уже начались бомбежки. Мы получили задание ехать в Куйбышев «в командировку на два месяца», — вспоминает Екатерина Васильевна Головина, ветеран завода, проработавшая на нем 41 год. — Собирались на скорую руку. Ехали в холодных вагонах. Я — в тоненьких перчаточках, варежек с собой не взяла. Семья наших заводчан варежки дала — до сих пор вспоминаю их добрым словом. Вот ведь как уезжали — думали, что совсем ненадолго. А пришлось четыре года работать для фронта, для Победы, безо всяких отпусков, с редкими выходными. И холода, и голода хлебнули. Карточки нам давали на мизерные порции питания, а мы и эти пайки старались приберечь, чтобы перед сном посытнее поесть. Соль в карманах носили, полижешь ее — и вроде чуть поел.

На Безымянской площадке составы с оборудованием подавали прямо во двор завода, где уже высились стены новых корпусов, а люди, прибывшие эшелонами, шли на перевалочные пункты, где им выписывали ордера на жилье. Огромные серые корпуса стояли без крыш, в строительных лесах, с зияющими проемами ворот и окон. Прибывшие сразу включались в работу.

Трудовой бой

27 ноября, проследив за отправкой последних эшелонов с оборудованием на новую площадку, прилетел директор завода Михаил Сергеевич Жезлов, который вместе с главным инженером Анатолием Александровичем Куинджи осмотрел корпуса и территорию. Был намечен график запуска основных цехов.

— Станки установили, а нам- то, пацанам, по 16 лет, многие не доросли до станков. Ящики себе подставляли, — рассказывает Алексей Николаевич Волчек, проработавший на заводе 45 лет. — Мы делали седла-кольца для моторов: резали долями, отправляли в термический цех для прокаливания. Молодые, энергии много, так и рвались в трудовой бой.

Продолжали достраивать здания, монтировать и запускать оборудование. А в это время цеха начали собирать детали, привезенные из Москвы. 3 декабря на митинге коллективу зачитали письмо Верховного главнокомандующего Сталина: советские авиастроители должны в самое ближайшее время противопоставить новому немецкому самолету свою более мощную машину, создание мотора для этого самолета поручено коллективу фрунзенцев. Предстояло сделать все «возможное и сверхвозможное», чтобы помочь Красной Армии.

Уже 25 декабря 1941 года прошло испытание первого двигателя АМ-38, собранного из узлов и деталей, привезенных из Москвы. Завод сдавал моторы для выпуска прославленных штурмовиков Ил-2. Но теперь предстояло не только восстановить «московский» вариант завода, но и решить целый ряд новых, более сложных задач.

Битва за Сталинград

Новая модификация штурмовика Ил-2 требовала более мощного мотора. Конструирование форсированного двигателя АМ- 38Ф подходило к концу, механическим цехам поручили изготовить опытные комплекты деталей и узлов. Как и зимой 1941-го, люди работали на пределе возможностей.

Когда немецкие дивизии прорвались к Волге, к Сталинграду, коллектив фрунзенцев встал на стахановскую вахту. На заводе появились десятки фронтовых бригад, получивших звания «сталинградских». Инструментальщики обучили триста молодых рабочих, более пятисот новичков прошли учебу в цехе клапанов. Почти у каждого кадрового рабочего в те дни было по восемь-десять учеников.

По воспоминаниям ветеранов центральной заводской лаборатории, с фронта на завод стали поступать моторы, поврежденные в воздушных боях. После ряда экспериментов была разработана и изготовлена компактная, удобная в работе установка для правки валов, которая легко перевозилась в кузове грузовиков и могла использоваться во фронтовых ремонтных мастерских. В заводской типографии отпечатали и разослали в мастерские на передовой технические инструкции. По этой технологии сотни моторов восстанавливались прямо у линии фронта.

Проработавшая на заводе 41 год Мария Сергеевна Бочкова пришла в цех прямо со школьной скамьи. И сегодня вспоминает, как давали им, девчатам, «металлическую нарезку» — болты, шурупы… Она подчеркивает:

— Такая ответственность у нас была воспитана, что мы, малоопытные, ни одной ошибки в сборке не допускали, ни одной бракованной детали не сделали.

Председатель заводского совета ветеранов Нина Васильевна Малкина говорит и о себе, и о многих десятках, сотнях заводчан тех давних военных лет:

— Нас завод воспитал, на ноги поставил. Я, например, из детского дома приехала, завод моим домом стал. И мы все отдали ему сполна — силы, энергию. Ничуть не жалеем. Потому что мы все вместе ковали Великую Победу.

Цифры

25 декабря 1941 года завод начал сдавать готовые двигатели для самолетов- штурмовиков Ил-2 — всего через два месяца после начала эвакуации.
43523 двигателя выпустил завод в общей сложности за годы войны.
3912 работников предприятия награждены орденами и медалями за период Великой Отечественной войны.

Читайте также:

Куйбышев - запасная столица

Людмила Ковалева: Не знаю, как выжила…

Жительница Самарского района два года была в плену у фашистов.

Куйбышев - запасная столица

«Запасная столица»: искусство дипломатии

Как провинциальный Куйбышев оказался в центре мировой политики.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации