Алексей Самарцев: «Архитектура, элементы благоустройства, озеленение — все должно образовывать единый стиль»

28.01.2016

76

Автор: Лариса Дядякина

Алексей Самарцев: «Архитектура, элементы благоустройства, озеленение - все должно образовывать единый стиль»

О новых задачах, стоящих перед главным архитектором Самары

В прошлом году управление главного архитектора Самары было выделено из структуры департамента строительства и архитектуры в самостоятельный институт и напрямую подчинено главе города. О задачах, которые стоят перед ведомством, о планах ремонта исторических зданий и о многом другом в интервью «СГ» рассказал главный архитектор города Алексей Самарцев.

— Какое-то время должность главного архитектора в Самаре была, с позволения сказать, представительской, декоративной. Сейчас, после «перезагрузки», какие задачи стоят перед вами?
— Одна из главных задач — подготовить Самару, в том числе в архитектурной части, к приему гостей, которые съедутся на чемпионат мира по футболу 2018 года. Под особым вниманием находятся, конечно же, исторические кварталы города, которые десятилетиями были незаслуженно заброшены.
Вторым важным направлением работы управления является разработка концепции комплексного благоустройства Самары, то есть придание совершенно нового звучания городской застройке. Мы рассматриваем в комплексе ландшафтные преобразования, озеленение, мощение, освещение и так далее. Все должно гармонично соединяться, образовывать единый стиль. Управление будет заниматься разработкой концептуальных архитектурных решений и всем, что с этим связано. Здесь мы плотно работаем в том числе с департаментом городского хозяйства и экологии.

— Сейчас реализуется несколько масштабных проектов комплексной застройки территорий, в том числе в исторической части. Алексей Евгеньевич, как ваше управление взаимодействует с застройщиками, на каком этапе разработки проектов подключается?
— Полномочия, связанные непосредственно со строительством, остались за профильным департаментом. Становиться «пятым колесом» в этой системе управлению главного архитектора совершенно незачем. Мы взаимодействуем с проектировщиками и застройщиками по вопросам, которые касаются, например, внешнего вида зданий. Глава города Олег Борисович Фурсов принял решение, что для получения разрешения на строительство с муниципалитетом должно быть согласовано то, как выглядят фасады. Да, Градостроительный кодекс этого жестко не прописывает. Но все больше участников строительного рынка начинают понимать, что «дикие» времена заканчиваются, что надо думать не об одной прибыли, но и об определенной эстетике. Встречаюсь с застройщиками, они показывают варианты оформления фасадов, я даю рекомендации. Кроме того, договорились, что вместе с застройщиками будем обсуждать эти вопросы еще на этапе разработки архитектурных проектов. Так мы сможем заблаговременно поправлять возможные несуразности, прогнозировать, видеть, какие в конечном итоге фасады будут украшать город.

— Насколько нам известно, один такой проект в Самаре уже успешно реализуется. Что необычно — в сотрудничестве с полицией.
— Верно. Управление главного архитектора очень активно участвовало в разработке проекта по установке стационарных постов полиции. Мы вели его от концепции до рабочих чертежей, а также контролировали весь процесс изготовления первых конструкций, чтобы результат точно был таким, как задумывалось. По-моему, получилось неплохо. Сейчас уже установлено около десятка таких постов и, насколько я знаю, их количество планируется еще увеличить.

— Наверное, немногие из читателей в курсе, что в структурах районных администраций, которые сейчас обновляются, тоже предусмотрены должности архитекторов. Вы рассчитываете на их помощь?
— Конечно, рассчитываю. А немногие в курсе, пожалуй, потому, что работу районных архитекторов не было видно, по сути, у них не было четкого функционала, эти должности занимали люди без профильного образования. Проходящая в Самаре реформа местного самоуправления меняет такое положение вещей, на районный уровень были спущены конкретные полномочия. Мы рекомендовали несколько кандидатур на эти посты, часть людей, подходящих по профессиональным компетенциям, внутригородские районы подобрали сами. Еще некоторое время уйдет на то, чтобы они заработали в полную силу. Рассчитываю, что эти опытные специалисты в первую будут решать вопросы, связанные с улучшением внешнего облика вверенных им территорий, будут знать буквально каждый уголок, системно работать над задачами. А мы им обязательно поможем. Будем трудиться одной командой, которая начнет реально влиять на ситуацию.

— В 2015 году в Самаре началась системная работа по приведению в порядок фасадов — и объектов культурного наследия, и домов без каких-либо особых статусов. В прошедшем сезоне строительные леса, пожалуй, стали неотъемлемой частью улиц в историческом центре. Каковы планы в этом направлении на 2016-й?
— Восстановление фасадов в исторической части Самары -очень важная задача, которую поставил перед нашим управлением глава города. Это та работа, которую люди ждали очень долго. По ка в планах 2016 года значится завершение работ на десяти зданиях. Больше всего затронута улица Куйбышева: дом Тимофеева, дом Шабаева, дом Смирнова, дом Малышева и другие. Также будут приведены в порядок объекты на улицах Фрунзе, Галактионовской, Ленинской. Финансирование по этим зданиям идет из федерального, областного и муниципального бюджетов. Но эти планы, конечно же, будут расширены.
Кстати, на восстановление фасадов зданий привлекаются не только средства казны. Многие здания не ремонтировались десятилетиями, и исправить эту картину только за счет бюджета будет сложно. Поэтому мы нашли дополнительную возможность для того, чтобы ускорить решение проблемы: в прошлом году семь зданий привели в порядок за счет средств частных компаний. Такая практика была применена в Самаре впервые, и она оказалась весьма удачной.

— Бизнесменам было интересно заниматься подобного рода меценатством?
— Они участвовали с удовольствием! Мы очень благодарны им. Спонсоры, которых мы привлекали на семь объектов, посчитали за честь вложить деньги в восстановление исторической части города. Некоторые уже пообещали, что продолжат сотрудничество в этом вопросе. Мы работаем над тем, чтобы привлечь как можно больше компаний в эту деятельность, ведем переговоры с новыми потенциальными меценатами. Теме большое внимание уделяет лично глава Самары, так что, думаю, результат этого года будет гораздо лучше.
Также сейчас на областном уровне рассматривается возможность сдачи в долгосрочную аренду помещений объектов культурного наследия. При этом спонсоры вкладывают средства в восстановление зданий и в зависимости от результата потом получают налоговые льготы и так далее. Эта практика достаточно широко распространена в Москве, Санкт-Петербурге. У нас есть уверенность, что в Самаре она тоже получит одобрительный оклик.

— Но ведь в этой работе можно действовать и силовыми методами. Собственники обязаны содержать здания, которыми владеют, а значит, и восстанавливать фасады, ремонтировать помещения.
— Мы неоднократно проводили совещания в Самарском и Ленинском районах с собственниками, объясняли ситуацию. Но мы понимаем, что реставрация зданий — работа не из дешевых. Только подготовка проектной документации может обойтись в 300-500 тысяч рублей. Не у всех найдутся такие деньги. Какие-то организации получили охранное свидетельство, паспорт, на основании которых управление Государственной охраны памятников составляет перечень необходимых работ, другие медлят, побаиваются. Вопрос серьезный, будем вместе с областными властями искать пути решения проблемы.

— Сколько всего фасадов планируется привести в порядок до футбольного чемпионата?
— Всего на так называемом гостевом маршруте отобрано 410 зданий, фасады которых в той или иной мере требуют ремонта. Будем делать все возможное, чтобы справиться с задачей.

— Какие объекты, на ваш взгляд, можно назвать визитной карточкой Самары? Что любит именно Алексей Самарцев?
— Я люблю ходить по Самаре с фотоаппаратом, с карандашом — иногда делаю зарисовки. У нас много уникальных домов дореволюционного периода. Среди исторических зданий к знаковым объектам можно в полной мере отнести особняк Курлиной, особняк Клодта. Если брать современные постройки, то достаточно интересными зданиями являются «Роснефть» на ул. Лесной, гостиница «Холидей Инн» на ул. Алексея Толстого, вписанные в среду довольно органично. Конечно, архитектурные визитки — это набережная, ракета-носитель «Союз». Но именно историческую часть города нужно восстанавливать серьезнейшим образом и позиционировать ее перед гостями. Это основное, что мы можем показать и чем можем гордиться.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации