Он же памятник!

01.09.2015

47

Автор:

Он же памятник!

За восстановление сгоревшего дома выступают и погорельцы, и власти

Расхожее выражение про «жизнь, разделившуюся на до и после» для героев этой истории не просто поднадоевший афоризм. После того как деревянно-каменный дом, что более сотни лет украшал улицу Буянова, в одночасье превратился в пепелище, для восьми семей время остановилось. Пожары в старой части Самары не редкость. Но этот случай имеет все шансы стать уникальным. За восстановление архитектурного наследия ратуют и погорельцы, и бизнесмены, владеющие первым этажом, и власти. Ну а когда есть люди, которым не все равно, шанс на хэппи-энд вполне реальный.

Из искры возгорелось пламя…

До пожара дом на ул. Буянова, 106 радовал глаз прохожих. Первый этаж сиял свежей светло-голубой краской, там располагался хостел. Второй, где были квартиры, украшало тончайшее деревянное кружево. Спасти эту красоту пожарные не смогли. Чтобы на улице, носящей имя самарского революционера, из искры возгорелось пламя, хватило нескольких минут. Хорошо хоть обошлось без жертв: большинство жителей были на дачах, а те, кого пожар застал дома, спасались, выпрыгивая из окон.

— Никто даже запаха гари не успел почувствовать, — вспоминают погорельцы.

— У меня брат обгорел, когда он выбежал из дома, у него волосы факелом на голове горели, — рассказывает Юрий Кинжгареев, -зато успел соседку спасти. Она даже не поняла, что дом горит.

— За десять минут наша жизнь развернулась на 180 градусов, — чуть не плачет еще одна жительница дома, Ирина Митрофанова. — Была крыша над головой, соседи, с которыми мы дружили годами, вместе двор убирали, вместе праздники отмечали, здесь нет случайных людей, многие родились в этом доме.

— Имущество — дело наживное, но огонь уничтожил и то, что восстановить нельзя, — сокрушается Сергей Митрофанов, гуляя по пепелищу. Его дочь Виктория, инвалид по слуху, — лауреат городских и международных конкурсов по песочной анимации. Ее оборудование, картины и почти все награды сгорели. Спасти удалось лишь несколько дипломов. Проверяйте вовремя проводку!

Когда случилось несчастье, по кварталу поползли зловещие слухи: мол, дом стал жертвой разборок бизнесменов, якобы что-то не поделили меж собой владелец первого этажа и хозяин стройки по соседству. Но все оказалось куда банальнее. Ничего криминального эксперты не нашли, двухэтажку погубила старая электропроводка. О том, что ее век давно истек, стало ясно еще в январе, когда щиток впервые задымился. Жители забросали письмами управляющую компанию «Коммунальник». Ну а этой конторе, где в начале лета сменились собственники и руководство, уж точно было не до проблем старого дома. Пока одни ждали, а другие уклонялись от своих обязанностей, обратный отсчет уже начался. Так надежда на «авось» лишила жителей крыши над головой, а бизнесменов — прибыли.

Хостел на первом этаже дома огонь пощадил. Но находиться здесь все равно невозможно: запах гари, пепел на полу, вода в помещении стояла по щиколотку. Здесь только-только закончили ремонт, даже застраховать не успели.

Стены, теперь безнадежно испорченные, расписывали самарские художники. При этом дизайнеры старались максимально сохранить аутентичность старинного здания, рассказывает гендиректор сети хостелов Борис Колесников.

Кирпичным стенам в метр толщиной, до которых, к счастью, не добралось пламя, уже 135 лет. Изначально одноэтажная каменная усадьба на Сенной — такое название до революции носила улица Буя-нова — принадлежала надворному советнику Кавскому, а затем перешла в собственность крестьянина Василия Леонтьевича Прохорова. Он-то и подал прошение в Самарскую городскую управу о постройке деревянного дома на каменном этаже с подвалом. Разрешение получил в ноябре 1896 года. Строили тогда на совесть, и если бы не пожар, уверяют жители, этот дом еще бы лет сто простоял.

Историческое наследие

— В фундаменте нет ни одной трещины, он выдержит любую нагрузку, можно надстроить и три, и четыре этажа, — рассказывают жители. — Мы, конечно, хотим, чтобы дом восстановили. Тем более что он является исторической ценностью.

Дом и впрямь официально признан объектом культурного наследия регионального значения. Именно по этой причине жители отказываются переезжать и надеются на реконструкцию памятника архитектуры. Чтобы ускорить этот процесс, готовы и сами вложиться материально. В городском департаменте управления имуществом, где тоже заинтересованы в счастливом финале этой истории, говорят, что это тот редкий случай, когда люди не просто требуют, но и предлагают.

— Это отрадно, что люди не только съезжать не хотят, но еще и собственными силами готовы поучаствовать в восстановлении, — высказался заместитель руководителя департамента имущественных отношений Константин Елфимов на встрече с активистами дома на ул. Буянова. — Если управление Государственной охраны объектов культурного наследия согласует работы по восстановлению, мы возражать не будем.

Константин Елфимов разъясняет жителям алгоритм действий: какие собрать документы, куда направить запросы. И самое главное — до середины сентября судьбу дома будет решать межведомственная комиссия. И людям необходимо принять в ней участие. Межведомственная комиссия, судя по тем документам, которые мы сегодня посмотрели, признает строение аварийным и подлежащим реконструкции. Когда люди готовы также активно поучаствовать в процессе, я думаю, здесь все получится, и причем в более сжатые сроки, чем если бы этим вопросом один муниципалитет занимался.

— Мы рады, что эта встреча состоялась, — поделилась житель дома Галина Фролова, — по крайней мере, нам все адекватно разъяснили, что нужно делать дальше.

— Мы согласны вложить свои деньги в реконструкцию, — говорит Сергей Митрофанов, — мы сделаем расчеты, будем вести контроль, готовы отчитываться за целевое использование денег.

— Я уверен, что этот дом нужно восстанавливать. Потому что это памятник архитектуры, центр города, историческое наследие, — считает директор сгоревшего хостела Борис Колесников. — Если власти примут решение, что памятник будет сохранен, то мы, естественно, совместными усилиями будем искать какое-то единое решение по поводу того, что здесь можно сделать.

Пока готовился этот материал.

Пришли сразу две новости, и обе хорошие. Первая — из управления Государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области. Усадьбу Кавского из списка памятников вычеркивать не собираются, а это значит, что дом ни при каких обстоятельствах не будут сносить. Его ждет реконструкция. Вопрос — когда. Все, конечно, упирается в финансирование. Ведь восстановление памятников — удовольствие недешевое.

Впрочем, вторая хорошая новость как раз касается денег. Из городского департамента ЖКХ жители получили письмо, что их дом, который должны были капитально отремонтировать не раньше чем через три-четыре года, поставили в план уже на 2016 год. К тому же чемпинат мира по футболу не за горами, а дом на ул. Буянова как раз располагается в самом что ни на есть центре. Так что будем надеяться, что восстановление из пепла этого архитектурного наследия не затянется.

Он же памятник!

Инга Пеннер,
АВТОР И ВЕДУЩАЯ
ПРОГРАММЫ
«ПРИ СВОЕМ МНЕНИИ»,
«САМАРА-ГИС»

Читайте также:

Политика

Глава Тольятти Сергей Анташев подал в отставку после встречи с Дмитрием Азаровым

Глава Тольятти Сергей Анташев подал в отставку в четверг, 18 февраля. Это произошло после встречи с губернатором Дмитрием Азаровым, сообщает […]

Финансы

В следующем году на меры соцподдержки выделят до 22,3 млрд рублей

Это на 2 млрд рублей больше, чем в этом году, и на 5 млрд рублей, чем в докризисном 2019.

Проекты город

Подведены предварительные итоги реализации нацпроектов

С докладами выступили руководители профильных ведомств.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации