Здания особого назначения

15.11.2014

930

Автор:

Здания особого назначения

Кое-что о жилищном вопросе в царское время

Домов в Самаре, где жили до Октябрьской революции губернаторы, было несколько. Расскажу о трех последних адресах. Мне кажется, история их наиболее интересна.

Из самолюбия иметь квартирантом Начальника…

24 июля 1877 года в Самаре случился большой пожар. Он уничтожил самую лучшую часть города, где было много в том числе каменных домов. Сгорели отделение Госбанка, полицейское управление, канцелярия губернатора Петра Алексеевича Бильбасова. Возникла необходимость подыскать новое помещение. Выбор пал на дом, что находился на углу улицы Дворянской (ныне — Куйбышева) и Алексеевской площади (Революции). Принадлежал он купцу Василию Михайловичу Шабаеву. Это был уважаемый в городе человек. В качестве почетного гостя присутствовал на торжествах по случаю открытия 1 января 1851 года Самарской губернии. В дореволюционных хрониках купец упоминается среди тех, кто жертвовал деньги на открытие Алексеевского детского приюта. 20 января 1852 года в его доме, где находилось Дворянское собрание, прошли первые губернские выборы, а в январе 1862 года по инициативе губернатора К.К. Грота открыли первую в городе публичную библиотеку с кабинетом для чтения.

Здания особого назначенияЗдесь уместно сделать одно уточнение. Во многих документах тех лет Василий Михайлович назван Шибаевым. Но в семидесятых годах по каким-то причинам стал Шабаевым. Впрочем, старое написание встречалось и позже. Так, например, в «Адрес-календаре Самарской губернии на 1905 год» сообщалось, что канцелярия губернатора находится в доме Шибаевой.
Не чуждался купец и общественной деятельности. С 1871-го и до своей кончины он был гласным Самарской городской думы. Гласным с того же года был и его сын Иван Васильевич.

Член управы, товарищ городского головы Шабаев по поручению думы проводил в середине семидесятых годов работы по прокладке дороги шириной 20 аршин от Постникова оврага до Барбашиной поляны, устройству мостов через овраги, разбивке леса на участки по четыре — пять десятин для сдачи их в аренду. Все эти работы ускорили и освоение Барбашиной поляны.

И еще одна деталь. Василий Иванович арендовал пивоваренный завод, который от него по результатам торгов перешел в 1880 году к А.Ф. Вакано. В последующие годы купец избирался товарищем директора Общественного банка, представлял его интересы на собрании хлеботорговцев, агентов иногородних фирм 19 марта 1893 года, принявшем решение об открытии Самарской биржи.

Женат Василий Иванович был на дочери самарского 5 Самара, купца первой гильдии Семена Устиновича Субботина Ольге. Ее отец начинал свою деятельность в Самаре приказчиком муромского купца Зазыкина, видимо, хорошо известного в нашем городе. Об этом говорит тот факт, что фотография молодого купца хранится в одном из старых альбомов в Государственном архиве Самарской области. Уже в 1851 году Семен Устинович был весьма состоятельным человеком. Когда уездная Самара стала губернским городом, именитые горожане решили отметить знаменательное событие строительством детского приюта и собрали на это около трех тысяч рублей. Среди тех, кто жертвовал деньги на благое дело, был и приказчик муромского купца. В списках самарского купечества на 1869 год он уже числился Здания особого назначениякупцом первой гильдии. На следующий год Семен Устинович избирается гласным городской думы и оставался им до своей смерти в 1876 году. Много лет он был членом учетного комитета Самарского отделения Госбанка, членом учетного статистического комитета.

Его дочь Ольга склонностью к общественным делам не отличалась. Одно время была попечителем Николаевского сиротского дома. Вскоре ей пришлось вести дела мужа, стать владелицей дома. До 1876 года он перешел в собственность ее отца, Семена Устиновича. В документах канцелярии губернатора говорится, что наем для него квартиры в доме Шабаевой (бывшем ее отца Субботина) следует считать с 1 сентября 1878 года. Дом был весьма большим. Квартира губернатора находилась на втором этаже, а канцелярия разместилась во флигеле. С основным зданием его связывал теплый переход.

В сентябре 1894 года срок аренды дома «для начальства» истекал, и Ольга Семеновна предложила тогдашнему губернатору А.С. Брянчанинову остаться в нем до 1906 года. При этом она бралась надстроить флигель, устроить дровяник, которого не было.

Александр Семенович направил письмо в Департамент общих дел, в котором сообщал об окончании срока аренды, предложении хозяйки. За дом плата составляла 3750 рублей. Цены на квартиры значительно повысились, однако владелец дома не повышает арендную плату. Это объясняется «…только чувством купеческого самолюбия иметь квартирантом Начальника губернии».

Здания особого назначения

Здания особого назначенияДело не только в купеческом самолюбии. Ольга Семеновна испытывала серьезные финансовые затруднения и поэтому была готова сдать помещения по старой цене, но при условии получения задатка в 10 тысяч рублей. Министерство внутренних дел дало разрешение губернатору заключить договор.

Этот дом на нынешней площади Революции дошел до нас в неплохом состоянии. В 1916 году он перешел в собственность крестьянина Бузина, который скупил многие дома в центре Самары. После национализации здание передали водникам, где те открыли клуб с большой библиотекой. Затем дом обрел новых хозяев — областное отделение общества «Знание». В девяностые годы, во времена всеобщей приватизации, второй этаж занял Самарский институт бизнеса и управления, а первый — ресторан.

«Нехорошая» квартира

Дом на Алексеевской площади, в котором жили губернаторы А. Д. Свербеев, А. С. Брянчанинов, Д. И. Засядко, перестал быть губернаторским в 1905 году. 8 июля договор аренды с потомственной почетной гражданкой Ольгой Семеновной Шабаевой был досрочно расторгнут. Удружил Антон Николаевич Шихобалов, предложив губернатору переехать в свой дом на Казанской, 3 (ныне — Алексея Толстого, 3).

Здания особого назначения

Дом этот построил в середине 80-х годов купец 1 гильдии, брат Ольги Семеновны Шабае-вой Петр Семенович Субботин. О купце и его делах я рассказал в свое время обстоятельно в книге «Возрожденные имена». Здесь только отмечу, что это был один из самых известных и уважаемых людей тех лет. Гласный Самарской городской думы, городской голова, владелец земельных угодий, мельниц, пароходов и хлебных барж, основал вместе с А.Ф. Вакано в 1882 году «Товарищество Жигулевского пивоваренного завода». Щедрый, столь отзывчивый на чужую беду, что современники считали это одной из причин его разорения.

Архитектор Наталья Викторовна Мельникова установила, что здание на Казанской, 3 было построено по проекту В.А. Шретера, одного из лучших архитекторов России. Столь прекрасное, что попало в архитектурную энциклопедию второй половины X1X века наряду с шедеврами Парижа, Вены, Лондона, Москвы, Петербурга.

16 сентября 1890 года в особняке П. С. Субботина открылась персональная выставка самарского художника Николая Андреевича Храмцова. Корреспондент «Самарской газеты» писал, что в четырех залах представлено 46 живописных и графических работ мастера. Особое его внимание привлек портрет учредителя Волжско-Камского банка B. А. Кокорева. У газетчика был неплохой вкус: портрет этот сегодня хранится в Самарском художественном музее.

Корреспондент отмечал, что плата за посещение выставки небольшая, 30 копеек, но посетителей немного. И далее: «…парадный мраморный вход представляет редкую для Самары красоту и очень большую ценность».

В середине 80-х годов глава Торгового дома «Семена Субботина сын и внук» Петр Семенович испытывал большие финансовые трудности. Дом стоимостью в 200 тысяч передал в залог за 50 тысяч рублей Антону Николаевичу Шихобалову, с которым связывали купца родственные узы.

Здания особого назначенияОб Антоне Николаевиче столько писали, что повторяться нет смысла. Стоит только напомнить, что он руководил строительством кафедрального собора в Самаре, возвел здание больницы, оснащенной новейшим по тем временам оборудованием, и передал ее в собственность города. Этот благородный поступок наряду с другими добрыми его делами послужил снованием для присвоения купцу звания почетного гражданина Самары. По воспоминаниям вице-губернатора И. Ф. Кошко, очень нарядный с внешней стороны бывший субботинский двухэтажный особняк с мраморной белой лестницей до переезда в него губернатора занимало управление железной дороги. Губернатор Иван Львович Блок, заступивший на свой пост всего лишь в марте, прожил в нем недолго, 21 июля его убили недалеко от дома.

Любопытно, что вице-губернатор Кошко отказался переехать в этот «нехороший» дом, хотя в нем и были свободные комнаты. Новый губернатор, Владимир Васильевич Якунин, не был человеком суеверным. Он прожил здесь до августа 1910 года, за заслуги перед городом удостоился звания почетного гражданина Самары.

Следующим постояльцем особняка на Казанской стал Николай Васильевич Протасьев. Это его Екатерина Антоновна Курлина, которая вступила во владение особняком после смерти Антона Николаевича, известила о том, что не хочет далее продлять контракт аренды.

Дом сохранился, одно время он принадлежал пятому производству завода имени Масленникова. Но дошел до нас в таком виде, что о его былом великолепии могут судить только специалисты. Недавно в СМИ прошла информация, что исторический особняк включен в перечень зданий, которые планируется реставрировать к ЧМ-2018. Так что появилась надежда на сохранение памятника архитектуры.

Перемены начала века

Здания особого назначенияИтак, в октябре 1910 года городская дума Самары озаботилась поиском места для строительства губернаторского дома. Такое место в конце концов нашлось. На Театральной площади. На согласование всех формальностей со столицей ушло немало времени. Только в декабре 1914 года губернаторский дом, «стилизованный под итальянский ренессанс», по проекту архитектора Платона Васильевича Шаманского, был построен. Новая резиденция имела много жилых, служебных и подсобных помещений. Для их освещения потребовалось 470 лампочек

Николай Васильевич Протасьев прожил здесь недолго. Уже осенью 1916 года дом принял нового постояльца, Андрея Афанасьевича Станкевича. Через год его сменил князь Лев Львович Голицын.

После Февральской революция к власти пришло Временное правительство. Лев Львович направил в Государственную думу телеграмму, в которой заявлял о своей готовности работать с новой властью. Историк Г. В. Алексушин установил, что после своего отстранения от должности местными органами власти князь остался в Самаре, занимал пост консультанта заведующего МВД КомУЧа по вопросам местного самоуправления.

Здания особого назначенияБелый дом, как его называли самарцы, принял в марте 1917 года новых хозяев — Комитет народной власти, исполком Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, а в октябре и ревком. В ночь на 15 декабря 1917 года, когда здесь шло объединенное заседание ревкома и губисполкома, в подвале дома произошел взрыв. Среди находившихся на первом этаже красноармейцев были убитые и раненые. Об этом событии напоминает памятная доска, установленная на здании.

Взрыв причинил большие разрушения. Они были устранены в 1920 году. С этого времени на протяжении восьми лет Белый дом занимал Губернский исполнительный комитет. В 1932 году двухэтажный дом «подрос» на три этажа. К нему сделали пристрой по Рабочей улице. В 60-е годы главный вход в здание был перестроен, убраны балкон и колонны. В таком виде он и дошел до наших дней. Многие годы в здании находился Куйбышевский областной комитет КПСС, затем институт культуры (ул. Фрунзе, 167).

Фото (сверху вниз)

1. До 1905 года канцелярия губернатора находилась в доме Шабаевой.

2. Василий Михайлович Шабаев.

3. Антон Николаевич Шихобалов.

4. Канцелярия губернатора на Казанской улице (ныне — Алексея Толстого, 3 (фото 5)).

6.Самара конец XIX века.

7. Губернатор Владимир Васильевич Якунин не был человеком суеверным, он прожил в «нехорошем» доме на Казанской до августа 1910 года.

8. Новый губернаторский дом на Театральной площади, «стилизованный под итальянский ренессанс», был построен в 1914 году.

9. В годы совестской власти в здании на ул. Фрунзе, 167 размещался Куйбышевский областной комитет КПСС, потом — институт культуры.


Здания особого назначения

Владимир КАЗАРИН,
журналист, краевед

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации