18.06.2025
— Все началось год назад со звонка художественного руководителя и главного дирижера Самарского академического театра оперы и балета Евгения Хохлова. Именно он стал вдохновителем и основным двигателем идеи создания спектакля. Мне очень радостно, что мы с Евгением Дмитриевичем одинаково ощущаем искусство и понимаем те творческие задачи, которые необходимо решить, чтобы проект был успешным. Диалог о постановочном процессе состоялся в августе 2024 года. Идею поддержали и главный балетмейстер труппы Юрий Петрович Бурлака, и директор театра Наталия Юрьевна Макарова. Поэтому в середине апреля уже начались репетиции.
Мы ставим балет по мотивам рассказа Вячеслава Адамовича Заренкова «Орлы и люди». Это реальная история, которая произошла с автором на Кипре. У одной семейной пары жили орел и орлица. Супруги расстались. Орел остался с мужчиной, орлица — с женщиной. Птицы тяжело переживали разлуку. Однажды орел не выдержал и полетел на поиски своей возлюбленной. Но он ошибся домом и прилетел на балкон к Заренкову. Там долго бился о стекло и, обессилев, укрытый одеялом, наконец заснул. Наутро птицу отпустили. Покружив в небе, орел сел на балкон соседнего дома, клювом разбил окно и выпустил на свободу орлицу. Две красивые птицы, воссоединившись, взмыли в небо и вместе улетели.
В этой истории меня поразило то, что птицы оказались мудрее людей. Взяв за основу рассказ об орлах и опираясь на свой жизненный опыт, на свои размышления на тему любви и верности, жизни и смерти, я начала придумывать сценарный план.
Прочитав набросок моего сценарного плана, Вячеслав Адамович дал согласие на дальнейшую работу над материалом. Хотя танцем можно выразить практически все, тем не менее не каждую реальную историю легко перенести в балетное пространство. Для меня балет — это все-таки поэтический вид искусства. Он очень метафоричен. Найти ключ к раскрытию, казалось бы, бытового сюжета — самое непростое. Когда либретто было написано, мы обсуждали с Заренковым какие-то, возможно, спорные моменты. Что-то он принял не сразу. Например, трагический финал. Но если мы хотим, чтобы наше произведение оказывало максимальное воздействие на зрителя, то должны все обстоятельства, все чувства героев сильно обострить.
Вячеслав Адамович, будучи очень тонким, чутким человеком, почувствовал верность нашего пути и в дальнейшем оказал полное доверие мне как постановщику, за что я ему бесконечно благодарна.
При работе над любым спектаклем ключевая задача хореографа — сплотить вокруг себя команду. Если не сумел заразить своей идеей всех, значит, в чем-то не доработал. Поэтому я всегда стараюсь увлечь людей, создающих вместе со мной спектакль, и конечно же, заинтересовать артистов. Так и здесь. Это очень тонкий, обоюдный, совместный процесс. Для меня крайне важно, как мы с артистами проживаем постановочный период. Тщательность работы над материалом определяет его успех и длину сценической жизни. И, как говорится, все должно быть в радости, а не в гадости. Это не исключает трудности. Но от нас зависит, насколько мы способны из минуса сделать плюс и с достоинством проходить через сложности.
В балете музыка всегда первична, и танец для меня — это ожившая музыка. Я рада, что партитура балета «Крылья. Время любить» соткана из пронзительных, трогающих за душу тем композитора Михаила Крылова. В соавторстве с белорусским композитором, лауреатом Государственной премии Республики Беларусь Олегом Ходоско родилась та музыка, которая вдохновляла на создание хореографии и которая заводит, будоражит и меня, и артистов.
Художник-постановщик и художник по костюмам — Вячеслав Окунев. Мы знакомы с ним с 1997 года. Он уникальный художник — со своим неповторимым стилем, чутко понимающий режиссера или хореографа. Поэтому нам вместе всегда легко и интересно.
В любом спектакле художественная составляющая во многом определяет и пластическое решение. Когда видишь эскиз, сразу понимаешь направление, в котором следует работать, создавая хореографическую партитуру.
В нашем спектакле цвет тоже имеет смысл и значение. Все работает на общую идею.
В спектакле присутствует тема полета. Но это не безмятежное порхание бабочки или стрекозы. Это взлет через тернии к звездам, через страдания к радости, через распятие к вечной жизни, через Голгофу к любви и всепрощению.
Мне хочется, чтобы наш балет подтолкнул зрителя задуматься о важных вещах. О том, как легко все потерять и как трудно вернуть все обратно. О важности ценить то, что есть вокруг тебя здесь и сейчас. Особенно близких людей. Ведь любовь — хрупкая вещь и без нее человечество обречено на смерть: и духовную, нравственную, и физическую. Если такие мысли появятся у зрителей после просмотра спектакля, то я буду считать, что мы свою задачу выполнили.
Фотографии: Александра Тихомирова
Культура
Культура
Комментарии
0 комментариев