15.02.2026
![]()

Марина Целина — известный в России коллекционер артефактов, связанных с кондитерским производством. С детства она начала собирать коллекцию фантиков. А сегодня изучает биографии самарских кондитеров и готовит к печати большое исследование жизни семьи самого крупного из них — Александра Савинова. В процессе изучения вопроса ей встречаются имена и других, менее известных предпринимателей, которые занимались производством конфет. Среди них Александр Гребежов, Анна Косолапова, Степан Решетников. Однажды исследовательнице попались в руки редкие дореволюционные этикеты с надписью «Кондитерская фабрика братьев Р. и И. Мецлер». По названию конфет видно, что предприниматели отличались изобретательностью. Они придумали конфету «Оракул», развернув которую, каждый мог найти ответ на заданный судьбе вопрос. А особенный рецепт «Раковых шеек» и фруктовой карамели «Алыча» воспроизводился на Куйбышевской кондитерской фабрике даже в советское время. Исследовательнице удалось найти в Орске потомков Мецлеров. Маргарита Нагорная, чей прадед Рихард был одним из братьев, побывала в Музее модерна на выставке «Конфетный этикет». Она привезла для экспонирования уникальную фирменную жестяную коробку, хранившуюся в семье. И рассказала о том, что давно уже занимается изучением своей родословной.

По словам Маргариты, интерес к истории семьи возник у нее, когда к ним переехали бабушки Элли и Марта. Сестры состарились и уже не могли жить в одиночестве.
— С переездом оренбургских бабушек в нашем доме многое изменилось, — рассказывает Маргарита. — Появились какие-то диковинные вещицы, необычная старая мебель. По всем стенам они развесили фотографии незнакомых людей. В воздухе витали истории из жизни моей бабушки, ее сестры, их дядюшек и тетушек с необычными именами — бабушка Анна-Элизабет, дядюшки Тэо и Отто. А еще Рудольф, Давид, Вильгельм, Ядвига, Карл Карлович…
Маленькой Рите стало казаться каким-то странноватым даже имя собственной мамы — Лина. Однажды она не вытерпела и прямо спросила бабушку что происходит.
— Бабуля на мгновение остолбенела, потом закрыла форточку, поставила меня напротив себя и стала шепотом объяснять, — вспоминает Маргарита. — «Твоя бабушка — чистокровная немка. Меня зовут даже не Элли, а Элли-Гертруда. А папу моего звали Рихард. Когда я ходила в школу, то фамилия у меня была Мецлер. Наши предки из Германии. Давным-давно переехали в Россию, а потом создавали семьи только с немцами. Была даже родословная книга, которую пришлось сжечь в военные годы. А я вот вышла замуж за русского, потому что было уже другое время».
Бабушка взяла Риту за руку и отвела в какой-то дальний угол. Вытащила старый чемоданчик, показывала бумаги, открытки, какие-то ценные, по ее словам, вещи. Потом бабушка все это спрятала и строго-настрого приказала никому об этом не говорить. А Рите было и не до того: учеба, замужество, дети. И только с годами она решила восстановить память о предках.

На миниатюрах художника Николая Каразина среди народов, населявших Самарскую губернию в XIX веке, наряду с русскими, малороссами, чувашами и мордвой изображены и немцы. Прибыли германские подданные в Россию по приглашению Екатерины Великой.
4 декабря 1762 года императрица подписала «Манифест о позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу». В нем Екатерина II подтверждала, что всех желающих «благосклонно с Нашею обыкновенною Императорскою милостию на поселение в Россию приемлем и наиторжественнейшим образом утверждаем, что всем приходящим к поселению в Россию Наша Монаршая милость и благоволение оказывана будет».
В 2010-м вышла из печати книга Игоря Плеве «Списки колонистов, прибывших в Россию в 1766 году». Она составлена по так называемым «Рапортам Ивана Кульберга». Нагорная нашла там сведения: в то время 22 711 подданных Германии на 76 кораблях были доставлены в Россию. В списке первых переселенцев она обнаружила фамилию своего предка: из Нассау прибыл 20-летний Йоханнес Метцлер, земледелец, с женой Элизабет, 22-х лет от роду.
Тогда Маргарита поняла, почему многие мальчики из их семьи в качестве дополнительного носили имя Йоханнес, а девочки Йоханна. Несомненно, чтобы не забыть первого из своих предков, вступившего на российскую землю. В книге также есть сведения, что Метцлеры прибыли в колонию на Волге 12 мая 1767 года. В конторе опеки над переселенцами, располагавшейся в Саратове, Йоханнес получил 45 рублей и лошадь. Видно, у супругов Метцлеров были золотые руки и умные головы. Так как в 1768 году у них в хозяйстве имелись уже две лошади и две коровы. Первоначально фамилия писалась с буквой т — Метцлер. По-немецки это слово обозначает «торговец мясом». Постепенно происхождение фамилии забылось, а буква т потерялась.
Выходцы из Германии населяли преимущественно Новоузенский уезд, соседствующий с Саратовской губернией. Отсюда родом были и Мецлеры, переехавшие в Самару и решившие начать тут свой бизнес. Александр Йохан, по-русски Александр Михайлович Метцлер, стал владельцем кондитерского заведения на углу Почтовой и Садовой улиц. Оно славилось румяными и пышными кренделями. Изготавливали здесь и другие сладости. Александр Михайлович был дважды женат. От первого брака, с фрау Марией, 11 октября 1875 года у него родился сын Рихард. От второго, с Амалией, 10 августа 1883 года появился на свет сын Йоханнес (Иван).
Продолжая дело отца, братья Мецлеры основали собственную фабрику. Она находилась в районе современной Самарской площади. На производстве работало восемь человек. Годовой оборот был средний — 20 тысяч рублей. Также Рихард и Йоханнес вели торговлю в доме Арефьевой на Троицкой (Галактионовской) улице. Там снимали квартиру и лавку на первом этаже. В лавке было два приказчика и один рабочий.
Йоханнес умер в 1922 году, Рихард — в 1928-м. В 30-е годы его дочь Элли встретила агронома Николая Глебова, который должен был по распределению отправиться в Оренбург. Потом и вся семья Мецлеров переехала в этот город.
В начале Великой Отечественной немцы были высланы из крупных населенных пунктов. Жену Рихарда Мецлера Лину отправили в ссылку в село Домбаровку. А ее дочери Элли и Марта, создавшие свои семьи, остались жить в Оренбурге.


Исследователь Марина Целина нашла в газете «Коммерсант» за 1910 год сообщение о денежных затруднениях, которые испытывал некий самарский коммерсант Эдуард Мецлер. Скорее всего, речь идет о брате самарского кондитера Александра Михайловича. Несмотря ни на что, Эдуард Мецлер сумел дать своему сыну прекрасное образование. Карл Эдуардович, родившийся в 1886 году в Самаре, стал дипломатом. Он служил в посольстве России в Китае, был вице-консулом Российской империи в Шанхае. В 1920-е годы руководил Российским эмигрантским комитетом. В 1940-м погиб от рук китайского террориста.
Фотографии: исторические архивы

Исторические версии
Исторические версии