21.02.2026
![]()

Глядя на Павла Коровина, сразу вспоминаешь роман Шолохова «Тихий Дон». А именно внешность главного героя Григория Мелехова. Крепкая фигура, копна черных волос, орлиный нос, задор, светящийся в лукаво прищуренных глазах. Это описание подходит и для самарского краеведа.
В нем сразу узнается казачья кровь. И это несмотря на то, что его предки уже пару столетий живут на самарской земле, а сам он родился в Куйбышеве, рядом со сквером Чехова. Именно благоустройство этого места сделало его имя известным среди горожан. Павел Коровин решил, что в сквере непременно должна быть скульптура Чехова. В этом ему помог Иван Мельников — автор многих самарских памятников. Привели в порядок также окружающую территорию.
С душой занялся казак и восстановлением памяти о знаменитой семье Аксаковых, оставивших большой след в истории России. Вместе с Мельниковым и архитектором Храмовым он работал над оформлением Аксаковского сквера. Стал основателем Аксаковского общества Самары и организатором Аксаковского фестиваля в имении Страхово. Коровин добился осуществления археологического поиска и изучения останков членов знаменитой семьи. А недавно вместе с потомками Аксаковых и своими единомышленниками участвовал в торжественном погребении их в фамильном склепе.
Сейчас краевед хочет восстановить воинскую историю Самарского края. От создания памятника казакам, путь которых начинался у нас, на Барбошиной поляне, до увековечения имен Георгиевских кавалеров — наших земляков.
Павел Коровин досконально изучил историю своей семьи. Он рассказывает:
— Мой отец Коровин Анатолий Семенович родился в 1940 году в селе Тупиковка Оренбургской области. Его основали в 1829-м наши предки. Однодворцы Коровины прибыли туда из села Лебяжьего Воронежской губернии. По данным на 1794 год, там по соседству жили четыре брата. Их отец — казак Федор Коровин — принял присягу в 1742 году в станице Березовская Усть-Медведицкого округа Области Войска Донского.
Статус однодворцев в Российской империи был промежуточным между крестьянами и дворянами. В эту группу входили потомки служилых людей — детей боярских, казаков, стрельцов, обедневших дворян. Однодворцы несли пограничную службу. Они получали во владение небольшие земельные наделы с правом владеть крестьянами. К ним относились и служилые люди — казаки. Однодворцы беспрекословно выполняли монаршие указы. Поэтому многие из них пополнили состав жителей окраинных губерний, в том числе Самарской и Оренбургской.
В семейных архивах Павел обнаружил фотографии бравого гусара в щегольской черной форме, отделанной серебряным шнуром. Оказалось, что на них изображен его прадед Андрей Матвеевич Коровин (1889-1947), уроженец села Тупиковка Бузулукского уезда, в то время входившего в состав Самарской губернии. Он служил в чине младшего унтер-офицера в 5-м Александрийском гусарском полку.

Александрийским полк был назван в честь Александра Невского, а его шефом с 1904 года являлась сама императрица Александра Федоровна. Воинскую форму император Павел I взял от прусских конников. В 1910 году знаменитый 5-й полк «черных гусар» перевели в Самару. До этого александрийцы 30 лет квартировали в польском Калише, так что в их рядах служило немало поляков, хотя преимущественно набор шел в Московской, Тверской, Казанской и Волынской губерниях. С 1910-го комплектование полка продолжилось уроженцами Самарской и отчасти Саратовской губерний. «Перевод полка в Самару… весьма усилил русскую часть офицерства», — пишет в воспоминаниях уроженец нашего города Юрий Мейер. В начале Первой мировой он, корнет Кирасирского полка, сражался бок о бок с «черными гусарами» под начальством генерала Казнакова.
Перевод в наш город александрийцев внес большое оживление в общественную жизнь. Сыновья знатных самарцев стали усиленно представляться в полк. В 1913 году в форме «черных гусар» появились самарские дворяне Карамзин, Алашеев и Верховский. В полк пришли также братья Батюшковы, Каменнов, Шумов. Немало появилось и рядовых гусар из Самарской губернии. Преимущественно это были выходцы из казачьих родов.

В начале Первой мировой войны «черные гусары» отправились с самарского вокзала на фронт. Многие из них были отмечены высокими наградами.
— За Первую мировую мой прадед получил три Георгиевских креста, — рассказывает Павел Коровин. — Мне известен номер только первого креста 4-й степени. Он был получен за отличие при разведке 9 декабря 1914 года близ села Мысяковец в Польше.
В тот день стоял сильный мороз. Русским войскам пришлось форсировать реку Пилица. На противоположной стороне было несколько рядов окопов вражеской австрийской пехоты. Из описания подвига известно, что Андрей Коровин первым, под сильным пулеметным огнем, переправился через реку, увлекая своим бесстрашием других гусар за собой. Во время схватки он не забывал о товарищах — спас пятерых, утопавших в ледяной воде.
— На мемориальной доске Георгиевских кавалеров на здании окружного Дома офицеров значится имя моего прадеда, — с гордостью говорит самарский краевед. — У меня хранятся семейные реликвии — армейские фотографии с дарственной надписью, сделанной его сослуживцем. Похоронен Андрей Михайлович на кладбище в селе Дубовый Гай в Волжском районе Самарской области. Там же лежат мой дед, мой отец с его братьями. Надеюсь, и мне там найдется кусок земли.
Форма служащих 5-го Александрийского гусарского полка была полностью черной,с красной отделкой и серебряным приборным металлом. Отличительной чертой являлась «адамова голова» (череп со скрещенными костями) на кивере, ташке (сумке) и нагрудном знаке. Ментик (куртка) офицеров имел серый мерлушковый мех, унтер-офицеров — черный, а солдат — белый. Но в отличие от «несущих смерть» прусских гусар русские именовали себя «бессмертными».

Стараниями самарских краеведов имя «черных гусар» продолжает жить. В ноябре 2019 года 15-я отдельная мотострелковая бригада ЦВО, расквартированная в поселке Рощинский, получила почетное наименование «Александрийская». Ей была вручена копия знамени 5-го гусарского полка. В настоящее время ее бойцы отстаивают интересы нашей Родины на линии соприкосновения.
Фотографии из личного архива Павла Коровина; Владимир Пермяков

Исторические версии
Исторические версии