
В начале собрания была зачитана грамота от Федора Иоанновича воеводе Засекину, в которой идет речь о строительстве города-крепости. Это первый текст, где упоминается Самара. Царь спрашивает, действительно ли городу можно быть на выбранном воеводой месте. Есть ли пашенные земли вокруг будущей крепости. Сколько людей можно устроить и защитить в ее стенах от набега ногайских татар. И сколько стрельцов понадобится для отражения врага. Этот документ — свидетельство того, что Засекин сам выбирал место для крепости. Название свое город получил, скорее всего, от реки, на которой был построен. Свидетельство тому — письмо ногайского хана Уруса к русскому царю: «Ты на четырех местах хочешь городы ставить: на Уфе, да на Увеке, да на Самаре, да на Белой Воложке. А теми места твои деды и отцы владели ли?».
Профессор Юрий Смирнов рассказал о географическом названии Самар или Самур, которое встречается на планах древних путешественников. Еще во времена Золотой Орды в излучине Волги было поселение с таким наименованием. Скорее всего, так реку назвали кочевники, ареал распространения которых простирался до степей Украины. Там, в пылу последних переименований, бывший город Новомосковск сейчас стали называть Самарой. И тоже по имени реки, на которой он расположен.
Что касается значения слова «Самар», по этому поводу существует несколько версий. Некоторые связывают его с древним названием реки Волги — Ра. Другие — с татарским словом, которое означает «таз, кувшин». Есть и другие варианты — в переводе с языков разных народов это можно перевести как «бобер», «орешник», «козье стадо». Какое из значений дало имя реке, точно сказать уже вряд ли получится, остается довольствоваться гипотезами.

Ученые сошлись во мнении, что передаваемое из века в век исконное название города стало неотъемлемой частью фольклора, культуры, характеристики его жителей. В 1935 году Самара была переименована в Куйбышев — в честь известного революционного деятеля. И это как бы перечеркнуло предыдущую многовековую историю города-крепости. Впрочем, даже в рядах революционеров нашлись противники подобных перемен. Главный библиограф областной универсальной научной библиотеки Александр Завальный рассказал, что он сталкивался с негативной оценкой старых большевиков, не согласных с переименованием Самары.
Много сделавший для восстановления дореволюционной истории профессор Петр Кабытов мечтал о том, чтобы вернуть нашему городу его исконное название. Он рассказал, как впервые выступил с этой идеей:
— В 1986 году был создан российский Фонд культуры. Его возглавлял академик Лихачев. В 1987-м в Доме актера состоялось заседание куйбышевского отделения фонда. На нем присутствовали представители творческих объединений — Союзов писателей, художников, композиторов, журналистов и так далее. Пригласили и меня. Я был в то время председателем комитета охраны памятников истории и культуры. На собрании фонда я слушал выступления и понимал, что ничего нового ораторы не предлагают. Только отчитываются о проделанной работе. И когда мне предоставили слово, я сказал, что у нас есть главная задача — возвратить областному центру исконное название.
Конечно, многие восприняли предложение Кабытова в штыки. Однако были и те, кого оно воодушевило. Профессору сразу позвонил Завальный с просьбой встретиться. Идею поддержал и автор книги «Куйбышев — запасная столица» писатель Андрей Павлов. Так в здании областной библиотеки собрался комитет по возвращению имени городу Самаре. В него также вошли архиепископ Иоанн, будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский и член ГМК, молодежный активист Анатолий Петров. Комитет постановил направить письма в Фонд культуры Лихачеву и в горсовет. Обратились к председателю горисполкома с просьбой разрешить организовать пикеты на улицах. И что было неожиданно, это позволили сделать.
Началась работа по сбору подписей за переименование Куйбышева в Самару. Горожане восприняли это как порыв ветра свободы, как подтверждение того, что идет перестройка, что их мнение важно. Опросные листы раздавали на центральных улицах, у популярного универмага «Юность» на Ленинградской, у библиотеки политической книги на Куйбышева.
Кабытов подчеркнул, что репрессий по отношению к активистам не было — время и историческое пространство изменились. Однако Александр Завальный возразил, что лично ему эта бурная деятельность стоила партбилета. Впрочем, он не жалеет о том, что принял участие в таком историческом событии.
— Считаю, что у каждого человека должно быть дело, ради которого он появился на свет. Для меня такое событие случилось 25 января 1991 года. Все мы считали себя причастными к этому акту исторической справедливости, — заключил Александр Завальный.
Голосование было непростым. Жители Безымянки не спешили соглашаться, так как появление этого района связано с годами войны, с Куйбышевым — запасной столицей. И все же после сбора 80 тысяч подписей 13 сентября 1990 года городские власти приняли решение о переименовании Куйбышева в Самару.
А 25 января 1991-го Президиум Верховного Совета РСФСР, председателем которого был Борис Ельцин, издал соответствующий указ. По словам президента Самарского университета, профессора Виктора Сойфера, не все руководители с восторгом восприняли это. И губернатор Константин Титов, и мэр областной столицы Олег Сысуев понимали, что возвращение городу исконного имени требует большой организационной работы и вложения денег. Но все же решение было принято. Особой гордостью членов комитета «Самара» стало то, что переименовали и область. Среди инициаторов возвращения русским городам их исконных имен это мало кому удалось.
— Исторически так сложилось, что по Волге на одном берегу стоят города с мужскими именами, на другом — с женскими. И мы захотели вернуть Самару в этот ряд, позволив ей проявить ее женское естество. Шли в это время и другие переименования. Некоторые наш комитет посчитал неуместными. Так, чтобы не вносить сумятицу в головы горожан, мы решили все же не переименовывать улицы, оставив им привычные названия. Хорошо, что сейчас в историческом центре появились таблички с указанием их прежних имен.
Фотографии предоставлены Самарским университетом

Исторические версии
Исторические версии