16.11.2025
![]()

В годы советской власти делалось все, чтобы разрушить старинные монастыри, стереть саму память об истории их создания. А ведь церкви и сестринские общежития строились по инициативе самих верующих, которые искренне почитали веру в Иисуса Христа основой своей жизни, основой российской государственности.
Сначала создавались православные общины. Затем они получали официальный статус. И с помощью собранных пожертвований начиналось строительство монастыря. Длилось оно десятилетиями. А вот на то, чтобы разрушить обитель, у новой власти уходило всего несколько дней. Однако, несмотря на гонения церкви в 20-30-е годы, она стала возрождаться уже в годы Великой Отечественной. Иосиф Сталин принял решение открыть заколоченные двери храмов и даже разрешил пролет самолета с иконой Богоматери на борту над осажденной столицей. Как в прежние времена, народ начал массово молиться в уцелевших церквях за победу над врагом.
После перестройки в нашей стране началось восстановление утраченных храмов и обителей. Возродился и самарский Иверский монастырь, который сегодня является центром духовной жизни города.

История обители берет начало с середины XIX века. 27 сентября 1850 года, в день Воздвижения Креста Господня, епископ Симбирский Феодотий благословил место новой женской общины и ее насельниц иконой Иерусалимской Божией Матери. С первого же богослужения этот образ стал особо почитаемым в Самаре.
В 1853 году губернское начальство решило провести дорогу вдоль Волги по местности, где располагалась женская община. Взамен сестрам предложили участок на взгорье, там они и обосновались окончательно. К тому времени в обители собралось уже 75 женщин и девиц, которые трудами и милостыней собрали 7060 рублей деньгами и разных вкладов тысяч на пять, заложив тем самым материальное основание для официального утверждения общины. Обитель назвали Иверской, исполняя желание елабужской купчихи Екатерины Марихиной, пожертвовавшей обители семейную святыню — Иверскую икону Божией Матери с ценным золотым покрытием.
Через пять лет, в 1860-м, общину возвели в степень монастыря. И сегодня мы помним самарцев, жертвовавших свои земельные участки для его строительства. Первыми были не какие-то богачи, а уездный землемер Михаил Федоров, его жена Елена, ее мать — чиновница Прасковья Сухова, сестра Михаила Ольга Тимашева. Также свои участки пожертвовали купцы Синягин и Назаров.
Одной из главных святынь обновленного в наши дни Иверского монастыря стали мощи святого Александра Чагринского. Они были обретены в 2000-х годах. Однако многие верующие до сих пор не знают, почему священника Александра Юнгерова после канонизации стали называть Чагринским. Оказывается, это связано с тем, что он прославился как чудотворец в стенах Покровского монастыря, находящегося в южных степях Самарской губернии. Юнгеров приехал сюда в 1880 году, после того как он обратился к епархиальному руководству с просьбой уволить его за штат. Но епископ Серафим решил по-другому — направил его в Чагринскую женскую общину. С этого времени началось более широкое служение отца Александра, прославившее и его, и монастырь далеко за пределами губернии.
Для самарских журналистов была организована поездка в Красноармейский нашей области, где протекает степная река Чагра. Покровский монастырь поразил гармоничностью своей архитектурной композиции. К сожалению, в советское время почти весь он был разрушен, однако обитель удалось восстановить.
Впрочем, даже в годы полного запустения это место не было забыто верующими. Их привлекал монастырский колодец, а также расположенная здесь могила протоиерея Александра Юнгерова. К ней стекались толпы страждущих, уносивших с собой горсть земли, считавшейся чудодейственной.
Особенно запомнилась членам поездки экскурсия по территории монастыря, проведенная иеромонахом Александром (Демидовым). Он по крупицам восстановил историю обители. Посетители узнали, что появление монастыря в голой степи было чудесным явлением.
— В середине XIX века в окрестностях деревни Хомяковка Николаевского уезда Самарской губернии находилось имение станового пристава Алексея Васильева и его супруги Пелагеи, — рассказал экскурсовод. — Набожная Пелагея Дмитриевна много времени проводила в молитвах на одном из участков, где ей порой слышался колокольный звон. В благодарность за такие знамения она дала обет построить на этом месте женскую обитель. Однако не успела его осуществить и завещала единственной дочери и наследнице Марии довести задуманное до конца.
Девушка, вступив во владение имением, стала искать человека, который помог бы ей исполнить материнский наказ. Таким помощником стал ее сосед, купец Василий Головачев. В 1867 году он приобрел 1149 десятин земли для обустройства и обеспечения будущей обители и обратился к самарскому епископу Герасиму (Добросердову) с просьбой ходатайствовать об открытии общины перед Святейшим синодом. В мае 1868-го епископ проездом посетил участок, отведенный для будущего монастыря. Он освятил место, где планировалось возвести храм, назначил Марию Алексеевну попечительницей будущей обители и благословил ее на строительство.
Епископ Герасим очень многое сделал для становления и развития Иверского, Покровского и других монастырей. Его фотография представлена на стенде Чагринской обители. Каково же было удивление экскурсантов, когда одна из них — член фотообъединения при самарском отделении Союза журналистов Полина Попова, не сдержав эмоции, воскликнула:
— Так вот каким был мой предок!
Оказалось, что до пострижения в монахи Георгий Попов, получивший в семинарии более благозвучную фамилию Добросердов, имел жену и сына. Супруга рано скончалась. А сын вырос и продолжил род. Среди его потомков оказалась и Полина Попова.
Молодая женщина начала составлять свою родословную, узнала, что Георгий Иванович был ее прапрадедом, однако не могла найти в семейных альбомах его фотографию. И вот, в обители Александра Чагринского случилось очередное чудо — самарчанка увидела портрет епископа и узнала много интересного о нем.

Местночтимый святой Самарской епархии Русской православной церкви Александр Чагринский (настоящее имя Александр Стефанович Юнгеров) родился в 1821 году в селе Аблязово Саратовской губернии. Фамилию его отец получил от села Юнгеровка, где служил причетником в местной церкви. Александр закончил Саратовскую семинарию. Дольше всего служил в Троицкой церкви села Балаково, где собирал своими проповедями множество народа. В 1861 году его стараниями там был построен новый храм во имя Святой Троицы.
Служение в Чагринской обители прославило и отца Александра, и монастырь далеко за пределами уезда и губернии. Священник стал широко известен как обладатель дара прозорливости, дара рассуждения и дара чудотворений. Его сравнивали с самим Иоанном Кронштадским.
Скончался Александр Юнгеров 22 декабря 1900 года в Самаре.

Исторические версии
Исторические версии
Комментарии
0 комментариев