«Степняк» с фотографии. О чем молчал самарский кучер Льва Толстого

09.11.2025

Loading

Автор:

«Степняк» с фотографии. О чем молчал самарский кучер Льва Толстого

Ровно 150 лет назад «Самарские епархиальные ведомости» обнародовали общественный почин: построить близ железнодорожного вокзала часовню в честь Иверской иконы Богоматери. Храм возвели в благодарность за избавление от ужаса голодных 1873-1874 годов. Среди неравнодушных людей, помогавших самарцам во время неурожая, был и писатель Лев Толстой. Принадлежавшие ему земли, расположенные в степной части губернии, в первую очередь пострадали от засухи. Граф раздавал голодающим собственные деньги и организовал сбор помощи по всей Российской империи. Свидетелем и участником этих событий был кучер Толстых Сергей Татаринцев, фотографию которого разыскал краевед Петр Половинкин.

Спасение голодающих

По мнению историков, знаменитый писатель в общей сложности прожил в нашем крае более двух лет. Впервые он увидел Самару в 1851 году, когда проезжал через Поволжье на Кавказ. Его поразили бескрайние степи на юге губернии. И в 1862 году он прожил в этом краю около полутора месяцев. А в 1871-м, когда широко стали известны целебные свойства кумыса, приехал для поправки здоровья к местным башкирам. Граф вел жизнь самую простую и здоровую — жил в палатке, ел бешбармак, охотился на дроф и изучал окрестности, выезжая в степь на лошади.

В это время он писал Афанасию Фету: «Я, как и везде, примериваюсь — не купить ли имение. Это мне занятие и лучший предлог для изучения настоящего положения края». И действительно, в сентябре того же года он приобретает землю у помещика Тучкова. Обустраивает имение — дом с садом, цветник с беседками. Занимается земледелием, скотоводством и особо — разведением лошадей. Семья писателя настолько полюбила проводить лето в самарских степях, что в 1878 году граф покупает еще одно имение — у помещика Бистрома. Приезжает в свою вотчину на Волге и в 1881, и в 1883 году.

В поисках литературных прототипов

Но не только вольный горячий воздух башкирских степей привлек писателя в наш край. Ему очень понравились люди, его населявшие. Это были потомки служилых, или однодворцы, — когда-то посаженные на землю казаки, ставшие казенными крестьянами. Их мышление в корне отличалось от мышления потомственных крепостных, которые жили в Ясной Поляне. Толстого покорили свободомыслие, независимость суждений самарцев и полное отсутствие подобострастия. Их черты мы находим во многих героях из народа, описанных классиком. А жители сел Патровки, Гавриловки, Алексеевки и других до сих пор сохраняют заложенное предками глубокое уважение к Толстому — человеку, о встречах с которым рассказывали их прадеды.

Старинный снимок

В 1970 году Куйбышевское издательство выпустило книгу местного писателя Евгения Шаповалова «Рассказы о Толстом». В ней были собраны воспоминания сельчан, имевших непосредственное общение с великим писателем. Этот раритет подарил мне самарский краевед Петр Половинкин. Уроженец Патровки, он разыскал не только книгу, но и подлинную фотографию одного из главных ее героев — кучера Сереги, как называл своего спутника в путешествиях по Самарской губернии Лев Толстой. Кстати, предок краеведа — Василий Половинкин работал на обмолоте урожая в имении графа и тоже упомянут в издании.

Фотография выглядела неважно. Однако внизу можно было рассмотреть надпись: «Двора Его Высочества Шаха Персидского фотография. Улица Климашевская Астрахани у Полицейского моста». На оборотной стороне чернилами выведено: «Черемисина Вера Сергеевна. Мясницкая, 133-А». Это родная дочь кучера Сергея Татаринцева.

Краевед занялся восстановлением старинного фото. И теперь мы можем видеть, как выглядел самый частый самарский собеседник Льва Толстого, настоящий «степняк» — красивый, степенный человек с окладистой русой бородой.

Преодолевая земной ад

В книге Шаповалова есть рассказ, посвященный поездке Льва Толстого по бескрайней заволжской степи. Управлял бричкой Серега. В пути их застали гроза, шквалистый ветер и ливень. Толстой пригласил кучера в повозку, чтобы укрыться от непогоды. И там, под пологом, они разговаривали о том, существует ли рай и ад. И где они находятся — на небе или на земле.

Настоящий земной ад помог преодолеть многим из наших земляков знаменитый писатель. Шаповалов приводит рассказы сельчан, которые пережили голодные годы. Лев Николаевич в это время отъезжал в столицу, чтобы опубликовать письмо в газету «Московские ведомости». Он говорил о том, что крестьяне Бузулукского уезда Самарской губернии без помощи со стороны выжить не смогут. О голоде в Поволжье узнала вся Россия, в том числе императорская семья. В Самару потекли пожертвования. В 1873-1874 годах для голодающих Поволжья было собрано 20 тысяч пудов хлеба и 1 887 000 рублей.

Толстой лично снабжал хлебом и деньгами особо нуждающихся крестьян. Перед отъездом в столицу он поручил старостам раздавать каждому десятому двору по 10 рублей из его собственной казны. Однако те, прекрасно понимая, что помощь предназначалась самым обездоленным — многодетным и одиноким, хитрили, подгадывая так, чтобы деньги достались их родственникам.

Вернувшись, Толстой самолично объезжает деревни. Слышит жалобы и раздает дополнительно деньги умирающим от голода людям. Конечно, ругает деревенское начальство. И буквально спасает семейство Савинковых из Гавриловки, дав деньги на то, чтобы выкупить малолетних детей, отданных ими в услужение к богатому казаку. Свидетелем всему этому становится его кучер.

А что Иверская часовня? Она была построена на народные пожертвования в 1876 году по проекту архитектора Константина де Рошфора, автора нашего старого вокзального комплекса. И простояла до 20-х годов прошлого века на перекрестке нынешних Спортивной и Красноармейской улиц. Затем была варварски разрушена.

Бывшая Москательная

В память о том, какую роль сыграл писатель в деле помощи голодающим, Москательную улицу Самары переименовали в улицу Льва Толстого. Приезжая пароходом в наш город, Лев Толстой обычно ехал по ней до железнодорожного вокзала, чтобы отбыть в свое имение. Порой вместе с семьей останавливался в местных гостиницах. Водил знакомство с видным общественным деятелем Юрием Самариным, прокурором Валерианом Бестужевым-Рюминым и другими известными горожанами. И непременно посещал дом адвоката Егора Тимрота на улице Вознесенской. Ведь именно этот юрист помогал писателю в оформлении сделок при покупке самарских земельных угодий. Вероятно, подружился Толстой и с нотариусом Сергеем Аляевым. Управлял же самарскими имениями писателя местный дворянин Алексей Бибиков.

Фотографии: исторические архивы

Читай, где удобно

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации