По адресу улица Алексея Толстого, 30 в июле завершился ремонт фасада очень интересного памятника архитектуры. Других, подобных ему, со столь изысканными «башенными» декоративными элементами, в Самаре нет. Это Дом Субботиной-Мартинсон (в некоторых источниках Субботина-Маркинсон). Памятник градостроительства и архитектуры федерального значения, сооруженный в начале ХХ века по проекту известного самарского архитектора Михаила Квятковского. Специалисты определяют архитектурный стиль особняка как романтический модерн с элементами готики.
Здание долго ждало обновления. Жители помнят, что капитальный ремонт делали в 1984 году. Тогда привели в порядок фасад, отремонтировали коммунальные квартиры, коридоры в подъездах. Спустя десять лет перекрыли крышу.
Но со временем старое здание вновь начало ветшать. Местами обваливалась штукатурка, были утрачены ограждение балконов и часть элементов лепнины. Летом 2014 года частично обрушился фасад. Однако отделочная плитка в двух цветовых гаммах удивительным образом сохранилась, почти нигде не откололась. И в самом доме на лестничных площадках остались оригинальная керамическая плитка на полу, металлические ограждения лестниц, чеканные панно с орнаментом на стенах, часть витражей.
Фасад здания планировали ремонтировать во время подготовки города к чемпионату мира по футболу. Но тогда очередь до этого памятника не дошла, восстановление требовало очень серьезного объема работ. И вот сейчас особняк приведен в порядок. Конечно, это не реставрация с ее очень строгими требованиями и масштабными финансовыми затратами, но здание теперь выглядит так, как и положено объекту в туристической зоне исторического ядра Самары. По проекту, согласованному с региональной Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия, полностью перекрыты крыша и те самые готические башенки, которые выделяют эту усадьбу из всех остальных. Отремонтирован фасад с ограждениями балконов. Восстановлена лепнина, почищена декоративная плитка. По улице проходят несколько маршрутов общественного транспорта, и пассажиры неизменно обращают внимание на обновленный особняк.
Какова же история здания? Вот что рассказали архивные справки, предоставленные редакции «СГ» Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Самарской области.
В середине ХIХ века земельный участок в 7-м квартале на улице Казанской (ныне Алексея Толстого) принадлежал купцу первой гильдии, председателю Первой городской думы и первому городскому голове Самары Василию Бурееву. В 1851 году на этом усадебном месте находился двухэтажный каменный дом. В здании было семь комнат, четыре печи. Две комнаты первого этажа занимала торговая лавка, шесть окон которой и дверь выходили на улицу. Во дворе размещались одноэтажный каменный пристрой, летний дом, каретник, конюшня, амбар и сад с оранжереей.
В 1876 году усадьба Буреева перешла в собственность Самарского отделения Волжско-Камского коммерческого банка, и ее начали перестраивать.
Все строения банк сдавал в аренду попечительному совету Самарского коммерческого училища.
В 1910 году владельцем усадьбы стал потомственный почетный гражданин Андрей Субботин. Он взялся за коренную перестройку. Дом был реконструирован по проекту архитектора Михаила Квятковского.
Вот что рассказывает о произведенных работах известный архитектор Ваган Каркарьян в своей книге «Самара — Куйбышев — Самара»:
— Архитектор надстраивает здание двумя этажами и придает ему черты стиля модерн, используя в данном случае готические формы… Мотивы готики особенно четко просматриваются на последнем этаже здания с высокими башенками и фиалами с остроконечными пирамидами на углах, а также у эркера и центра торцевого фасада.
Прекрасный особняк, как подсказывают архивы, Субботин строил не для собственного проживания. Это был так называемый доходный дом, где квартиры сдавали внаем. Но к реконструкции подошли в высшей степени творчески, и в итоге получился интереснейший памятник архитектуры. Кстати, есть мнение, что Субботин построил этот дом на радость одной из своих дочерей. Якобы ее фигура украшает фасад особняка.
В 1917 году усадьба перешла в собственность Д. Г. Маркинсона. К 1 января 1919-го дом был национализирован. С тех пор и по нынешний день здесь находятся коммунальные и отдельные квартиры.
Кирпичное, с полуподвалом, Г-образное в плане здание переменной этажности сильно развито в глубину дворовой территории.
Дом трехэтажный с улицы и четырехэтажный со двора. Главный фасад имеет симметричную фронтальную композицию, в центральной оси расположен вход в подъезд.
Простенки главного фасада и башенки имеют вставки из поливных керамических плиток: коричневых на первом этаже, бирюзовых с коричневыми вкраплениями на втором и сине-зеленых на третьем.
Все оконные проемы имеют вытянутые по вертикали пропорции. Заполнение оконного проема лестничной клетки в уровне второго этажа с мелкой расстекловкой, характерной для стиля модерн, сохранилось полностью. В окне на лестничной площадке между первым и вторым этажами частично сохранились витражи.
Часть конструкций эркера с годами оказалась утраченной, изменена конфигурация оконных проемов.
В уровне второго этажа расположены балконы на мощных кронштейнах, начинающихся от земли и ранее смыкавшихся под балконами в виде стрельчатой арки. В настоящее время часть этих конструкций утрачена.
Эркер, возвышающийся над кровлей, заканчивается рядом узких окошек-бойниц и увенчан высоким четырехгранным шатром. По бокам расположены два рельефа с изображением женской полуфигуры в обрамлении листьев.
Аттиковая стенка и углы здания выделены висячими прямоугольными башенками с шатровыми завершениями, внутри которых скрывались элементы водосточной системы.
Фотографии автора
Город
Комментарии
0 комментариев