Культурный код. Романтический модерн с элементами готики на Алексея Толстого, 30

25.08.2025

Loading

Автор:

Культурный код. Романтический модерн с элементами готики на Алексея Толстого, 30

В 2024 году правительство региона утвердило перечень исторических поселений, имеющих особое значение для сохранения культурного, архитектурного наследия нашей области. В Самаре границы исторического поселения определены по улицам Засекина, Арцыбушевской, Льва Толстого, Буянова, Чкалова, Самарской и набережной Волги. Здесь теперь действуют особые условия застройки: накладывается запрет на возведение высотных зданий, а самые ценные объекты будут сохранять и реставрировать. «Самарская газета» продолжает рассказывать о памятниках архитектуры, которые расположены на территории, а значит, нуждаются в особом внимании и охране.

Обновленный особняк

По адресу улица Алексея Толстого, 30 в июле завершился ремонт фасада очень интересного памятника архитектуры. Других, подобных ему, со столь изысканными «башенными» декоративными элементами, в Самаре нет. Это Дом Субботиной-Мартинсон (в некоторых источниках Субботина-Маркинсон). Памятник градостроительства и архитектуры федерального значения, сооруженный в начале ХХ века по проекту известного самарского архитектора Михаила Квятковского. Специалисты определяют архитектурный стиль особняка как романтический модерн с элементами готики.

Здание долго ждало обновления. Жители помнят, что капитальный ремонт делали в 1984 году. Тогда привели в порядок фасад, отремонтировали коммунальные квартиры, коридоры в подъездах. Спустя десять лет перекрыли крышу.

Но со временем старое здание вновь начало ветшать. Местами обваливалась штукатурка, были утрачены ограждение балконов и часть элементов лепнины. Летом 2014 года частично обрушился фасад. Однако отделочная плитка в двух цветовых гаммах удивительным образом сохранилась, почти нигде не откололась. И в самом доме на лестничных площадках остались оригинальная керамическая плитка на полу, металлические ограждения лестниц, чеканные панно с орнаментом на стенах, часть витражей.

Фасад здания планировали ремонтировать во время подготовки города к чемпионату мира по футболу. Но тогда очередь до этого памятника не дошла, восстановление требовало очень серьезного объема работ. И вот сейчас особняк приведен в порядок. Конечно, это не реставрация с ее очень строгими требованиями и масштабными финансовыми затратами, но здание теперь выглядит так, как и положено объекту в туристической зоне исторического ядра Самары. По проекту, согласованному с региональной Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия, полностью перекрыты крыша и те самые готические башенки, которые выделяют эту усадьбу из всех остальных. Отремонтирован фасад с ограждениями балконов. Восстановлена лепнина, почищена декоративная плитка. По улице проходят несколько маршрутов общественного транспорта, и пассажиры неизменно обращают внимание на обновленный особняк.

По заказу потомственного почетного гражданина

Какова же история здания? Вот что рассказали архивные справки, предоставленные редакции «СГ» Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Самарской области.

В середине ХIХ века земельный участок в 7-м квартале на улице Казанской (ныне Алексея Толстого) принадлежал купцу первой гильдии, председателю Первой городской думы и первому городскому голове Самары Василию Бурееву. В 1851 году на этом усадебном месте находился двухэтажный каменный дом. В здании было семь комнат, четыре печи. Две комнаты первого этажа занимала торговая лавка, шесть окон которой и дверь выходили на улицу. Во дворе размещались одноэтажный каменный пристрой, летний дом, каретник, конюшня, амбар и сад с оранжереей.

В 1876 году усадьба Буреева перешла в собственность Самарского отделения Волжско-Камского коммерческого банка, и ее начали перестраивать.

Все строения банк сдавал в аренду попечительному совету Самарского коммерческого училища.

В 1910 году владельцем усадьбы стал потомственный почетный гражданин Андрей Субботин. Он взялся за коренную перестройку. Дом был реконструирован по проекту архитектора Михаила Квятковского.

Вот что рассказывает о произведенных работах известный архитектор Ваган Каркарьян в своей книге «Самара — Куйбышев — Самара»:

— Архитектор надстраивает здание двумя этажами и придает ему черты стиля модерн, используя в данном случае готические формы… Мотивы готики особенно четко просматриваются на последнем этаже здания с высокими башенками и фиалами с остроконечными пирамидами на углах, а также у эркера и центра торцевого фасада.

Прекрасный особняк, как подсказывают архивы, Субботин строил не для собственного проживания. Это был так называемый доходный дом, где квартиры сдавали внаем. Но к реконструкции подошли в высшей степени творчески, и в итоге получился интереснейший памятник архитектуры. Кстати, есть мнение, что Субботин построил этот дом на радость одной из своих дочерей. Якобы ее фигура украшает фасад особняка.

В 1917 году усадьба перешла в собственность Д. Г. Маркинсона. К 1 января 1919-го дом был национализирован. С тех пор и по нынешний день здесь находятся коммунальные и отдельные квартиры.

Особенности здания

Кирпичное, с полуподвалом, Г-образное в плане здание переменной этажности сильно развито в глубину дворовой территории.

Дом трехэтажный с улицы и четырехэтажный со двора. Главный фасад имеет симметричную фронтальную композицию, в центральной оси расположен вход в подъезд.

Простенки главного фасада и башенки имеют вставки из поливных керамических плиток: коричневых на первом этаже, бирюзовых с коричневыми вкраплениями на втором и сине-зеленых на третьем.

Все оконные проемы имеют вытянутые по вертикали пропорции. Заполнение оконного проема лестничной клетки в уровне второго этажа с мелкой расстекловкой, характерной для стиля модерн, сохранилось полностью. В окне на лестничной площадке между первым и вторым этажами частично сохранились витражи.

Часть конструкций эркера с годами оказалась утраченной, изменена конфигурация оконных проемов.

В уровне второго этажа расположены балконы на мощных кронштейнах, начинающихся от земли и ранее смыкавшихся под балконами в виде стрельчатой арки. В настоящее время часть этих конструкций утрачена.

Эркер, возвышающийся над кровлей, заканчивается рядом узких окошек-бойниц и увенчан высоким четырехгранным шатром. По бокам расположены два рельефа с изображением женской полуфигуры в обрамлении листьев.

Аттиковая стенка и углы здания выделены висячими прямоугольными башенками с шатровыми завершениями, внутри которых скрывались элементы водосточной системы.

Фотографии автора

Читай, где удобно

Читайте также:

Город

Самара пешеходная. Улица Крупской

Пожарная часть, городские усадьбы и паровая мукомольная мельница

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации