Начинаем прогулку от пожарной каланчи (Крупской, 16). Ранее это был комплекс зданий 1-й пожарной части, в которую входили правление полицейской части и казармы, конюшни и помещения пожарного обоза. Здание было возведено в 1896 году (иногда год постройки указывают 1904-й) по проекту архитектора Александра Щербачева.
Тогда 26-метровая пожарная каланча была самой высокой постройкой в Самаре, с нее можно было вовремя заметить клубы дыма в любом месте города.
В XX веке каланчу снесли из-за аварийного состояния, а здание пожарной части обветшало. Восстановить разрушенную смотровую башню решили в 2012 году. Вышку воссоздали по сохранившимся старым проектам, также отремонтировали само здание. Сейчас там располагается музей пожарно-спасательного дела и учебный центр федеральной противопожарной службы МЧС.
Доходим до площади Дзержинского. Это небольшая территория, которую благоустроили в июле 1952 года. В центре находится памятник деятелю большевистской партии – Феликсу Дзержинскому. Бюст установили в 1967 году. Авторами стали архитектор Александр Моргун и скульптор Игорь Федоров.
Одним из интересных объектов является городская усадьба купчихи Ольги Маркеловой (Крупской, 12-14).
В 1879 году двухэтажный дом на этом участке принадлежал купцу Василию Кочеткову. Между 1887 и 1891 годами здание сменило владельца. Собственницей стала Ольга Маркелова, предположительно, дочь Кочеткова. Она построила на территории усадьбы каменную кладовую, деревянные погребица, каретник и конюшню. Позже здания национализировали, сейчас это многоквартирный жилой дом.
Другое интересующее нас здание — дом на усадьбе купца Василия Яковлева (Крупской, 8). Начало его строительства относится к 1877 году. Тогда купец получил разрешение на возведение дома и служебных помещений на дворовой территории, принадлежащей его семье. Работы завершились в 1898 году. В 1902 году здания перешли к его сыновьям. После революции дом национализировали. Сейчас это памятник регионального значения.
Практически на пересечении с улицей Водников стоит дом на усадьбе крестьянки Костромской губернии М.А. Коршуновой (Крупской, 5). С 1880-х годов ей принадлежал весь угловой участок на перекрестке.
К 1902 году на усадьбе стояли два каменных двухэтажных дома. В одном из них верхний этаж сдавался под казенную винную лавку, нижний – под квартиру. В другом находились пять квартир. Также на участке были деревянный двухэтажный дом с двумя квартирами, каменный одноэтажный флигель, погребица и дровяник.
В самом начале улицы Крупской расположилась бывшая крупчатая паровая мукомольная мельница Торгового дома «Емельян Башкиров с сыновьями» (Крупской, 1). Это был комплекс из нескольких зданий, построенный в 1889 году. Дом № 3 – это бывшие торгово-складские корпуса мельницы с квартирами для служащих, а № 4 — дом торгово-промышленного товарищества Николая Башкирова.
Башкировы были крупными судовладельцами и хлебопромышленниками, имели предприятия в Поволжье. Емельян Башкиров владел мукомольнями в разных городах, у него были собственные баржи для перевозки грузов. В 1891 году, после раздела торговой империи Башкировых, самарская мельница перешла в собственность старшему сыну Емельяна — Николаю.
В июле 1898 года в здании случился пожар. Мельницу восстанавливали несколько лет, а руководил процессом известный самарский архитектор Александр Щербачев.
В 1920-х годах мельница не работала. В 30-е годы она открылась снова и вошла в трест «Союзмука» как Самарская мельница №2. В 1980-х стала Мелькомбинатом. Один из его цехов, где производили ржаную муку, располагался в мельнице купцов Стройкова и Якимова (Водников, 52).
Сейчас некоторые корпуса мельницы Башкировых переформатировали под торгово-офисный центр, другая часть зданий является жилыми домами.
Город
Комментарии
0 комментариев