Если ребенок летом отдыхал, например, у бабушки в деревне, следует вернуться домой за одну-две недели до начала учебы, чтобы было время на адаптацию и подготовку к школе.
Пожалуй, самое сложное и для детей, и для родителей — вернуться к прежнему «учебному» режиму.
— Лето — это практически всегда нарушение режима, — говорит главный внештатный детский специалист по медицинской помощи в образовательных организациях министерства здравоохранения Самарской области Инна Шадрина. -Отдыхать, безусловно, нужно. В каникулы можно разрешить ребенку ложиться на час-полтора позже, и на столько же позже вставать. Спать дольше уже не очень хорошо. К привычному режиму нужно начинать возвращаться не позднее чем за две-три недели до начала учебного года. Тогда 1 сентября организм физиологически будет готов для новых свершений.
Не лишним будет в последние недели каникул немного повторить школьную программу. Лучше всего в интерактивной и игровой форме. Можно предложить ребенку на скорость порешать математические задачи — кто быстрее, он или мама, устроить викторину на знание правил русского языка, обсудить прочитанные летом книги.
Особенно важно правильно подготовиться к 1 сентября первоклассникам.
— Начать стоит не позднее 10 августа, — комментирует клинический психолог Татьяна Панченко. -Постепенно покупать школьные принадлежности, собирать портфель, готовить одежду. Ребенок должен понимать, что в его жизни появится больше нормативов. Родителям следует постепенно приучать сына или дочь к ответственности и самостоятельности.
По словам психолога, лучше сформировать определенные умения заранее. Это в том числе элементарные навыки ухода за собой, выполнение заданий по дому — поливать цветы, вытирать пыль, заправлять свою кровать, убирать игрушки. Ребенок должен понимать нормы и правила поведения в социуме.
— Важно рассказать будущему первокласснику, как он будет ходить в школу и обратно, что будет происходить там, — продолжает Татьяна Панченко. — У него начинается очень интересный период, который требует особого внимания и терпения, выработки новых привычек. Поэтому нужно постараться не напугать ребенка, а наоборот, объяснить ему, что впереди много интересного, у него появятся друзья, будет хороший учитель, увлекательные уроки.
Психологи обращают внимание родителей на то, что нельзя негативно настраивать ребенка. Ни в коем случае не должны звучать фразы с посылом «вот пойдешь в школу, поймешь, почем фунт лиха». Новый жизненный этап должен восприниматься ребенком с интересом, без страха и ожидания чего-то плохого. Лучше поделитесь с ним своим положительным опытом. Расскажите, какая замечательная у вас была учительница, как здорово ходить всем классом в музей и как интересно вам было на уроках математики.
Врач-невролог клинической больницы имени Ивановой Руслан Бикбаев обращает внимание родителей на то, что будущий первоклассник должен быть готов к школе, в том числе психологически.
— К шести годам у ребенка должна быть сформирована речь, он должен выговаривать все звуки, запоминать стихотворения — хотя бы из четырех-шести строк. Знать дни недели, времена года, ориентироваться в пространстве и во времени, — поясняет Руслан Бикбаев.
По его словам, важно, чтобы родители занимались с ребенком, он не должен существовать сам по себе. Особое внимание стоит обратить на сбалансированный режим дня: вовремя ложиться и вставать, не забывать про активные физические нагрузки и прогулки на свежем воздухе. В период подготовки к школе очень полезны игры, формирующие концентрацию внимания. Это, например, шашки, различные пазлы и конструкторы. — Стоит сказать и об ограничении экранного времени, — добавляет Руслан Бикбаев. — Телевизор, телефон, различные гаджеты являются дополнительными факторами возбуждения для нервной системы, а кроме того, страдает зрительный анализатор. И потому всего этого в жизни ребенка должно быть по минимуму. В идеале — 40 минут, максимум 1,5 часа в день. Причем не за один раз, а в два-три подхода.
Серьезным испытанием для ребенка может стать переход в другое образовательное учреждение. К этому событию следует подготовиться заранее.
Нас всегда пугает неизвестность, поэтому желательно собрать как можно больше информации о новой школе. Вместе с ребенком посмотрите фотографии, изучите группу образовательного учреждения в соцсетях. Прогуляйтесь около школы, по возможности зайдите на ее территорию. Это поможет снизить уровень тревожности.
Ребенку важно знать, что волнуется не только он — вы переживаете вместе с ним. Поговорите об этом. Взрослым необходимо продемонстрировать уверенность в том, что на новом месте все сложится хорошо.
Обсудите, что может ждать ребенка в новой школе. Какие там правила, традиции, дополнительные занятия. Расскажите, что не нужно стесняться первым идти на контакт, задавать вопросы. Объясните, что не стоит притворяться, чтобы кому-то понравиться. Всегда нужно слушать себя и оставаться собой. В любом коллективе наверняка найдутся ребята со схожими интересами.
По словам психологов, почувствовать стабильность помогают определенные ритуалы. Если их пока в вашей семье нет, имеет смысл задуматься об их создании. Это может быть, например, совместный завтрак, вечерняя прогулка или чтение книги перед сном.
А вот чего психологи не советуют, так это ругать прежнюю школу и выражать надежду, что новая будет лучше. Также не стоит делать акцент на самом факте смены школы, лучше заострить внимание на предстоящих событиях. Не оставляйте ребенка один на один с его страхами и волнениями. Выслушайте его и поддержите советом. Расскажите, как вы сменили работу или переехали в другое место. Подчеркните, что такие события бывают в жизни каждого человека, и они приносят немало позитивных изменений.
Фотография: Елена Преснухина
Дети
Дети
Комментарии
0 комментариев