«Продиктовано потребностями фронта». По архивам военного времени

13.08.2025

Loading

Автор:

«Продиктовано потребностями фронта». По архивам военного времени

В год 80-летия Победы над фашистской Германией «Самарская газета» продолжает серию публикаций, основанных на архивных материалах и статьях в куйбышевских газетах 1941-1945 годов. Это реальные документы, свидетельства трудового и гражданского подвига жителей нашего города. Он ковал победу в тылу и стал запасной столицей страны. За это Самара в 2020 году была удостоена почетного звания «Город трудовой доблести».

В архивах немало материалов, которые ярко рисуют картину того, как город жил все военные годы. С ними можно ознакомиться в «Электронной библиотеке исторических документов».

Новостройки 40-х

За годы войны на территории Куйбышевской области появились крупные производственные объекты, строительство которых было продиктовано и потребностями фронта, и оборонными нуждами, и перспективами дальнейшего развития уже в мирное время. Вот какая справка от 14 июня 1945 года была подписана управляющим областной конторой Промбанка Кузьминым.

«Список основных новостроек, введенных в эксплуатацию за время Великой Отечественной войны в Куйбышевской области.

Газопровод Бугуруслан — Куйбышев протяженностью 145 км.

Электрифицированная железная дорога Куйбышев — Безымянка протяженностью 12 км.

Трамвайная линия Куйбышев — Безымянка протяженностью 12,3 км.

Сызранский локомобильный завод.

Сызранский нефтеперегонный завод.

Трест Сызраньнефть — Заборовский нефтепромысел.

Трест Ставропольнефть — Зольненский нефтепромысел.

Тимашевский сахаропесочный завод.

Куйбышевский господшипниковый завод №4.

Куйбышевский мелосовелитовый и мыловаренный завод «Красный химик».

Заканчивается строительство Куйбышевского нефтеперегонного завода.

Безымянская ТЭЦ.

Железная дорога Ульяновск — Вольск протяженностью 319 км.

Автоматическая телефонная станция.

1-я очередь завода «Стройфаянс».

В этот перечень надо еще добавить десятки цехов тех предприятий, которые были эвакуированы в начале войны в Куйбышев и разрослись на волжских площадках до крупных многотысячных заводов, многие из которых работают до сих пор и укрепляют экономическую мощь региона.

Модернизация на ходу

В архивных документах 4 ГПЗ, станочная база и специалисты которого осенью 1941-го были эвакуированы в наш город из Москвы с 1-го государственного подшипникового завода, подробно перечисляются все технологические новшества, внедренные в военное время. Они были продиктованы спецификой заказов для фронта и суровыми реалиями того времени, когда порой приходилось изобретать, менять, модернизировать буквально на ходу. Вот что рассказывают архивные документы.

«Из-за отсутствия соответствующей высоты помещений нельзя было ввести в эксплуатацию электрошахтные печи отжига, применявшиеся на 1 ГПЗ. На куйбышевском заводе «Автотрактородеталь» были выявлены свободные цементационные печи с непрерывно действующим нефтяным обогревом. Таким образом, впервые в подшипниковой промышленности были применены для отжига поковок подшипниковых колец из стали ШХ15 печи с нефтяным обогревом, что позволило заводу сразу начать выпуск подшипников. Кроме того, впервые для отжига подшипниковых колец были применены камерные печи.

В условиях военного времени требования на танковые и авиационные подшипники с латунными массивными сепараторами возросли в несколько раз. На 1 ГПЗ латунные трубы приобретались на стороне. В Куйбышеве приобретение их было невозможно. Тогда заводом было освоено производство центробежным способом латунных труб, и выпуск их обеспечил не только собственную потребность, но и частично нужды других подшипниковых заводов.

Исключительные трудности возникли со снабжением завода бунтовой и калиброванной шарикоподшипниковой сталью. Завод организовал в 1942 году заготовительный цех по волочению, калиброванию и отжигу подшипниковых сталей, обеспечивающий завод остродефицитными профилями металла.

В связи с перебазированием абразивной промышленности на Урал завод стал испытывать перебои в снабжении абразивами. Организованный в 1942 году абразивно-алмазный цех обеспечивает завод полностью по мелкогабаритным абразивам керамической связки и частичную потребность в ряде остродефицитных абразивов керамической, бакелитовой и вулканитовой связки. Организация такого цеха позволила заводу также восстанавливать и использовать отходы абразивов.

Резкое увеличение заданий по крупногабаритным танковым и авиационным подшипникам лимитировалось недостатком токарного оборудования.

Заводом внедрена холодная штамповка роликов для этих подшипников вместо токарной обработки, повышающая производительность в 5 раз.

Внедрена штамповка колец тяжелых танковых подшипников 7522, 7526, 7230 вместо свободной ковки, повысившая производительность токарного оборудования в два раза.

Внедрен штампованный железный сепаратор для подшипника 244 вместо латунного, что дало экономию дефицитной латуни 300 т в год.

Организованы участок по выплавке легированных инструментальных сталей и участок по спеканию победита для быстрорежущего инструмента и твердых сплавов «Сормайт».

…Для улучшения организации производства созданы цеха с замкнутыми технологическими циклами и поточными линиями внутри них».

В честь доблестной Красной армии

Из газеты «Волжская коммуна» от 30 января 1945 года.

«Трудовыми подвигами ответим на победы Красной армии. На заводе имени Фрунзе ширится соревнование в честь доблестной Красной армии, громящей немецких захватчиков. Коллективы цехов, отделов, лабораторий борются за увеличение выпуска сверхплановой продукции в Сталинский фонд победы. Первым на заводе досрочно выполнил месячный план цех, где начальником т. Михайлов. Лучшая группа старшего мастера т. Митяева пятый день выпускает продукцию сверх программы.

Рабочие стали на трудовые вахты, берут на себя новые повышенные обязательства. Фронтовая бригада т. Заяд в полтора-два раза перекрывает задание».

Митинг на станкостроительном заводе г. Куйбышева 22 июня 1941 г.

Фотографии: СОГАСПИ, ЦГАСО

Читай, где удобно

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации