Легендарная ищейка Люсси и ее коллеги. Как в Самаре ловили уголовников сто лет назад

14.12.2025

Loading

Автор:

Легендарная ищейка Люсси и ее коллеги. Как в Самаре ловили уголовников сто лет назад

1918 год. Самару освобождают от белочехов. Среди боев и всеобщего хаоса утрачивается большинство бумаг из архива уголовной милиции. Старые специалисты покидают город. Новых пока нет. Именно в таких условиях происходит становление советского уголовного розыска в губернии. Подробнее об этом можно узнать на выставке, открытой в Центральном государственном архиве области (18+).

Босота, конокрады, торбовщики

5 октября 1918 года коллегия Народного комиссариата внутренних дел РСФСР приняла решение об организации единой структуры уголовного розыска в стране. Подразделениям УГРО поставили задачу по охране революционного порядка путем расследования преступлений и борьбы с бандитизмом.

Организация работы правоохранителей в то время была делом неимоверно сложным. В наследство от царского режима пролетарской республике достался хорошо структурированный преступный мир. Он делился на своеобразные касты. На самом «дне» была «босота» — уличная шпана. Низким классом воров считались конокрады и «торбовщики», воровавшие мешки и торбы у крестьян. Ремесло «голубятников», залезавших в квартиры через крышу, и «стекольщиков» — через окна, требовало организации и выучки. Артельно работали «понтщики» — они создавали на улице скандал, а в это время их подельники обворовывали собравшихся зевак.

Все эти «специалисты особого профиля» действовали и в Самаре. Рассказывают, что возле построенного де Рошфором шикарного вокзала, бывало, стоял «понтщик», одетый в мундир городового, и кричал: «Берегитесь карманных краж!» Публика начинала хвататься за места, где спрятала кошельки. Это было хорошей подсказкой для «щипачей».

Дело марафетчицы из Петербурга

На момент рождения уголовного розыска Самара находилась в руках белочехов. Сюда съехались уголовники из двух российских столиц — Петрограда и Москвы, ведь там было особенно «жарко» в первые месяцы революции. Только 7 октября 1918 года, когда город был освобожден, начала свою деятельность самарская милиция.

Первым начальником уголовной милиции стал Георгий Долинский, в прошлом прапорщик царской армии. Ему пришлось работать с заезжими гастролерами. Например, с молодой марафетчицей из Петербурга. Она занималась распространением кокаина. К удивлению, ее дело закончилось несколькими днями содержания под стражей и отеческим внушением. Первый Уголовный кодекс, принятый в 1922 году, был необычайно мягким. Преступники рассматривались как запутавшиеся представители бедноты. То есть не враги, а потенциальные попутчики пролетариата.

К сожалению, старых специалистов уголовного розыска в Самаре почти не осталось. При приближении Красной армии они бежали вместе с членами КОМУЧа за Урал. Поэтому в уголовный розыск принимали совершенно не подготовленных людей. Для них была составлена краткая инструкция, которую можно увидеть на выставке. Чтобы ввести новичков в курс дела, также был воссоздан существовавший еще до революции музей полицейского сыска. Его в 1907 году основал вице-губернатор Степан Белецкий, ставший впоследствии директором департамента полиции Российской империи. Экспозиция была сформирована на основе его личной коллекции. И вот в 1920-х годах из остатков музея Белецкого организовали криминальный музей при губернском отделе уголовного розыска. Он стал основой для воспитания и обучения личного состава.

В фондах современного музея МВД можно найти информацию о самых громких преступлениях и известных бандах того времени. Например, о делах фальшивомонетчиков 1926-1927 годов, о банде Васьки-Графа. Сохранился альбом начальника отделения уголовного розыска Ивана Акулинина. В нем он описывал все дела, свидетелем которых был. На выставке можно увидеть много документов и экспонатов, связанных с музеем УГРО. В том числе и табельное оружие оперативников того времени — легендарный маузер.

Случай на Ильинской площади

Именно сто лет назад, в далекие 1920-е годы, разрабатывались необходимые для УГРО документы — личные дела сотрудников, их удостоверения, мандаты на обыск и изъятие вещдоков, формы протоколов. В числе экспонатов также циркуляры, доклады, приказы, анкеты, дактилоскопические карты, материалы уголовных дел. Особый интерес вызывают динамика раскрытых преступлений за 1925 год и книга кличек и прозвищ преступников.

Разумеется, центр не оставлял своих самарских коллег без помощи. Для обучения и участия в расследованиях сюда командировали столичных специалистов. Среди них были не только люди. Особо поразила весь личный состав ищейка Люсси. Она стала настоящей звездой самарских газет. Так, в одной из них рассказывалось о том, что собака смогла безошибочно найти в толпе на Ильинском рынке воровку, укравшую отрез ткани. Люсси достаточно было обнюхать прилавок пострадавшего продавца, и она безошибочно определила преступницу. А потом удерживала ее до прихода вооруженных милиционеров. А ведь женщина успела намотать ткань себе на тело и спрятать под пальто.

В статьях, представленных на выставке, можно узнать о многих подвигах четвероногой помощницы самарских милиционеров. Однако, как видно, Люсси — этот прекрасный образец полицейской дрессуры, была уже немолода. Одна из коротких заметок информирует, что она отправилась в Москву на покой. А вместо нее в Самару привезли молодую служебно-разыскную собаку.

Один из многих

Василий Чижов был агентом Самарского уездного подотдела уголовного розыска. Родился 31 декабря 1900 года в Ульяновской области. Парень из рабочей семьи окончил три класса приходской школы и уже в 14 лет начал работать — был учеником столяра на железной дороге. В 1918-м, в год создания УГРО, Василий поступил на службу в уголовный розыск губернского отдела управления Самарской губернской рабоче-крестьянской милиции. Честный и активный работник, вел борьбу с преступным элементом, уважая революционную законность. Оперативник погиб 7 апреля 1927 года. Случилось это во время проведения операции на хуторе Портной села Троицкое Бузулукского уезда. Стражи порядка тогда задерживали вооруженных бандитов, совершивших ограбление Васильевского потребобщества.

Из доклада начальника городской рабоче-крестьянской милиции:

«чехословаки, уходя из города, постарались все разрушить, в том числе разрушение это коснулось и милиции. Так, архивы, книги, все возможные бумаги увезены или уничтожены… преступники, выпущенные на свободу из тюрем, сводя свои старые счеты, сделали «налет» на уголовную милицию, где уничтожили практически все фотографические и дактилоскопические снимки, весь архив и кладовую, убили двух агентов… Необходимо также указать, что Самара как крупный город исстари славится своим уголовно-преступным миром, куда еще во время белочехов прибыло очень много криминального элемента…».

Фотографии автора

Читай, где удобно

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации