Победитель конкурса имени Рахманинова Александр Князев: «Занимаюсь на инструменте от четырех до шести часов в день»

18.07.2025

Loading

Автор:

Победитель конкурса имени Рахманинова Александр Князев: «Занимаюсь на инструменте от четырех до шести часов в день»

В июне в Москве прошел Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени Сергея Рахманинова, привлекший огромное внимание музыкального сообщества. Его трансляции набрали около 7 миллионов просмотров по всему миру. В списке участников — 24 лауреата из восьми стран. Второе место в номинации «Фортепиано» занял наш земляк Александр Князев. Он рассказал «СГ», как пришел к музыке, за что любит свой инструмент и почему важны теоретические дисциплины.

Первая «Ласточка»

— Музыка присутствует в моей жизни с пяти лет. И мама, и папа окончили музыкальную школу, но связали свою жизнь с другими профессиями. Дома у нас были гитара, аккордеон и маленькое электронное пианино, на которых отец подбирал разные мелодии. В детстве меня водили на карате и танцы. Но в хореографическом зале предпочитал отходить в сторону и слушать игру концертмейстера. Тогда и проснулся интерес к исполнительству, я стал подбирать что-то вместе с отцом.

Дома у бабушки стояло механическое пианино «Ласточка», на котором когда-то играла моя мама. Я от него не отходил часами, но о музыкальной школе тогда не задумывался. Однако мой интерес не остался незамеченным, и родители отвели меня в подготовительную группу Детской центральной музыкальной школы.

Необходимость нотной грамоты

Сначала я хотел только подбирать по слуху. Ноты, хотя и давались легко, отвлекали от самой игры. Но потом мой педагог начала предлагать мне интересные произведения, которые я не успевал запомнить на слух. Так я понял необходимость нотной грамоты.

В общеобразовательной школе никто не заострял внимание на том, что я пианист, но всегда предлагали выступить на концертах. Когда у меня начались сольные концерты, одноклассники и учителя иногда их посещали.

Первый мой конкурс назывался «Осенний калейдоскоп». Он же чуть не оказался последним: в зрительном зале мне придавили пальцы креслом. Было очень больно. Я так расстроился, что мама не смогла меня успокоить, и ей пришлось выйти вместо меня за наградой. Потом было много других конкурсов: городских, областных, московских и петербургских. На них я часто получал Гран-при. В девять лет стал лауреатом I степени IV Международного музыкального конкурса «Наследники Орфея», проходившего в Болгарии.

В лучшей школе страны

Сейчас учусь в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени Чайковского. На первых порах было тяжеловато: это лучшая школа страны, туда очень жесткий отбор и постоянный отсев тех, кто не справляется с требованиями. Поэтому я занимаюсь на инструменте от четырех до шести часов в день. Смысла в гаммах и упражнениях не вижу, трачу все время на работу над произведениями: штрихи, динамика, фразировка, разучивание технически трудных эпизодов. Обычно параллельно делаю несколько произведений: какие-то более активно, какие-то менее.

Из теоретических предметов мне легче всего дается — и поэтому больше всего нравится — сольфеджио. Гармонию я иногда запускаю, но потом довольно быстро наверстываю. Вместе с анализом музыкальной формы эти дисциплины помогают в запоминании нотного текста, работе над произведениями. А вот музыкальная литература мне не очень нравится: требуется много времени для запоминания материала, который мне не всегда интересен. Но я согласен с тем, что она расширяет кругозор и формирует музыкальный вкус.

На любительском уровне я владею гитарой. Но у меня никогда не было желания освоить что-то, кроме фортепиано, которое я считаю самым богатым, интересным и самодостаточным инструментом. Еще я когда-то занимался композицией, и вроде бы даже неплохо получалось, но пока на это не хватает времени. Вот если придет вдохновение…

Сочинения Рахманинова и не только

Последние два месяца перед конкурсом я проводил за фортепиано от шести до девяти часов. Программа в основном состоит из тех произведений, которые нравятся лично мне, хотя из-за жестко хронометража каждого тура некоторые пьесы были выбраны просто из-за подходящей длительности. В итоге в программу в основном вошли сочинения Рахманинова: романсы, этюды, прелюдии и крупная форма. Его «Вариации на тему Корелли» были одним из самых трудных для меня произведений. А вот «Альбораду» Мориса Равеля, которую мне посоветовал преподаватель, я сделал очень быстро. Западную музыку в принципе проще учить. Также я исполнял сонату №5 фа-диез мажор Александра Скрябина.

В этом конкурсе нет места самодеятельности, только профессионализм и высокое мастерство. Я не против попробовать поучаствовать в нем в другой номинации — как дирижер или композитор, но тогда мне не хватит времени на полноценную подготовку. Придется либо меньше заниматься на фортепиано, либо совсем не спать. Поэтому я предпочитаю не распыляться.

Виртуозность Шопена и Листа

Мне нравятся разные композиторы: вдоволь наигравшись одного, с удовольствием исполняю другого. Бах, Моцарт и Бетховен, но чаще беру произведения романтиков: Шопена и Листа. Меня привлекает их виртуозность. Из соотечественников особо выделяю Рахманинова и Прокофьева. Мне в целом больше близки композиторы, которые были еще и выдающимися пианистами.

Из числа исполнителей мне нравится, разумеется, Денис Леонидович Мацуев. Я восхищаюсь объемом его репертуара, талантом, упорством и работоспособностью. На мой взгляд, это самые важные качества для музыканта. В себе я тоже стараюсь их развивать, они помогают мне добиваться успехов.

В свободное время

К сожалению, из-за напряженного графика — учеба, концерты, конкурсы — на другие увлечения времени остается очень мало. Я люблю посидеть за компьютером, пообщаться с друзьями, иногда погулять по лесу, развести костер, поплавать в Волге. Но такая возможность выпадает нечасто.

Игра на фортепиано очень много значит для меня. Работа за инструментом может помочь забыть о проблемах или вымотать до предела, справиться с переживаниями или породить новые. Глубинных изменений в себе после работы над конкретными произведениями я не замечал, но возможно, они есть.

В основном выступаю с симфоническими оркестрами. С репертуаром народных инструментов я знаком плохо, а хор не люблю со школы. Было бы интересно попробовать посотрудничать с джазовым коллективом. У меня уже был подобный опыт, это было интересно. Но вообще я не задумываюсь о будущем. 30 лет назад никто и представить не мог того, что сегодня для нас является неотъемлемой частью жизни. Поэтому я просто занимаюсь любимым делом.

Фотографии из личного архива Андрея Князева

Читай, где удобно

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации