14.07.2025
Виктор Литвинов родился 30 апреля 1910 года в Таганроге. Он был вторым ребенком в семье.
Отец Яков Иосифович прошел через русско-японскую войну, два с лишним года провел в плену. Вернувшись на родину, женился на своей землячке. Со временем чета переехала в Таганрог, где мужчина устроился слесарем. 3 августа 1908 года в семье Якова Иосифовича и Евдокии Андреевны родился первенец Николай, а спустя два года его брат Виктор.
В 1911 году Литвиновы переехали в Харпы, отцу предложили выгодную работу. Там в августе 1912 года появилась на свет дочь Наталья. Здесь же семья пережила две революции и Гражданскую войну.
Литвиновы были спокойными, рассудительными и аккуратными людьми, показывали пример любящей семейной пары. С малых лет они приучали детей к порядку, чистоте и заботе друг о друге.
Виктор рос любознательным мальчиком. С детства проявлял интерес к фотографии, сам научился играть на балалайке и гитаре, умел мастерить удочки и силки. Он был душой компании и лидером, легко сплочал вокруг себя ребят. Вместе с братом и сестрой всегда помогал родителям, особенно в тяжелые 1920-е годы, когда семью обеспечивал один отец. Несмотря на трудности, дом Литвиновых и его обитатели всегда выглядели опрятно и достойно.
Позже чета перебралась в поселок Матвеев Курган. Там Николай и Виктор пошли в школу, но в ней обучали только начальные классы. Встал вопрос, где дальше детям получать образование. Яков Иосифович смог пристроить ребят в железнодорожную семилетнюю школу в Таганроге.
Отец всегда мечтал, чтобы дети получили техническое образование, сам он был безграмотным. Этому желанию суждено было исполниться. В 1925 году, когда Виктор заканчивал седьмой класс школы, Николай уже учился в Таганрогском индустриальном техникуме. Это было лучшее учреждение в городе, поэтому Виктор тоже хотел туда поступить. Удалось — его приняли на механическое отделение.
В 1920-е годы активно развивалась авиационная промышленность. Реконструировали старые заводы и строили новые, кадров не хватало. Предприятиям требовались квалифицированные рабочие, техники и инженеры. Тогда Всесоюзное авиационное объединение (ВАО) и авиационные заводы стали искать работников среди студентов старших курсов техникумов и институтов. Так, в 1929 году заключили контракты с ВАО двенадцать студентов Таганрогского индустриального техникума, в том числе Виктор Литвинов. Ребятам предстояло трудиться на таганрогском авиационном заводе № 31 после окончания учебы.
В начале 1930 года, когда выпускники уже готовились писать дипломные работы, из Москвы приехал представитель старейшего в стране авиазавода № 1 имени Авиахима. Он должен был отобрать из контрактников техникума несколько человек для работы в столице. Виктор
загорелся этой идеей. К тому же, в Москве уже работал и учился брат Николай, который всегда был для него главным примером. В итоге младшего Литвинова отобрали на московский завод, оценив уровень знаний и инициативность.
В апреле 1930-го состоялась защита дипломных работ. В свидетельстве № 1967 написано: «Литвинов Виктор Яковлевич окончил механическое отделение Таганрогского индустриального техникума, за что признан квалификационной комиссией вполне достойным квалификации техника-механика».
После получения аттестата Виктор успел только на неделю съездить домой, вручить подарки родителям и сестре, посидеть с ними в последний раз перед долгой разлукой. В начале мая 1930-го парень уже прибыл в Москву, где его ждало блестящее и интересное будущее.
Виктор Литвинов устроился на Государственный авиационный завод № 1 (ГАЗ № 1) во время первых пятилеток. На предприятии царил подъем, была задача перейти от кустарной мастерской к организованному производству. Рабочим предстояло быстро развернуть крупносерийное производство самолетов-разведчиков Р-5 и истребителей И-5 и И-7, а также завершить строительство новых корпусов. Виктора назначили техником-конструктором в бюро проектирования технологической оснастки агрегатов, входившее в состав слесарно-сборочного цеха № 4.
На московском заводе молодой Литвинов проявил себя отлично. Он легко чертил и читал чертежи, если требовалось, мог встать к токарному станку или к слесарному верстаку. Товарищи быстро заметили его работоспособность и самоотдачу. Вскоре вскрылись и организаторские способности Виктора Яковлевича. Завод переходил на хозяйственный расчет, и Литвинов первым организовал и возглавил хозрасчетную комсомольско-молодежную бригаду конструкторов. Они объединили конструирование, деталировку и копирование чертежей. Это помогло снизить себестоимость проектирования и увеличить выпуск продукции.
Чуть позже Виктор Яковлевич стал членом заводского комитета комсомола. Он постоянно выдвигал предложения по рационализации производства, поэтому быстро получил признание среди коллег. Энергичность вкупе с отличными знаниями помогли Литвинову стать негласным лидером коллектива.
Спустя два года работы на заводе решил продолжить образование и поступил на вечернее отделение Московского авиационного института имени Орджоникидзе. Имея диплом техника, он мог начать обучение сразу с третьего курса, но предпочел получить фундаментальные знания, поэтому стал первокурсником. Начались напряженные дни: днем — на заводе, вечерами — в институте. Но это не мешало Литвинову вести личную жизнь. В 1934 году он женился на своей коллеге — Алевтине Андреевне.
В феврале 1937 года Виктор Яковлевич окончил институт по специальности «Производство самолетов». Получил диплом с отличием и квалификацию инженера-механика. Спустя несколько месяцев его назначили начальником технического отдела цеха № 4. Еще через год, в 28 лет, Литвинов стал заместителем главного инженера по подготовке производства. Под его руководством строились новые самолеты, создавались передовые технологии. В том же 1938-м Виктор Яковлевич обрел новый статус — отца: в его семье родилась дочь Людмила.
В 1930-х, когда советские самолеты встретились в небе с немецкими, правительство поручило предприятиям улучшить отечественные конструкции машин. Предприятиям необходимо было начать серийный выпуск техники. Для этого на заводе имени Авиахима решили реконструировать цеха. Процесс подготовки производства планировалось разделить на сложные и простые задачи, решение которых велось бы одновременно многими службами и отделами. Такую сложную организационную работу взял на себя Виктор Литвинов. Ему удалось наладить производство по новым стандартам. В марте 1939 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому лучшие работники завода получили награды. Виктор Яковлевич был удостоен своей первой медали «За трудовую доблесть».
В конце 1939 года авиаконструкторы Артём Микоян и Михаил Гуревич спроектировали новый скоростной и маневренный истребитель МиГ-1. Уже в мае 1940 года московский завод представил его на государственные испытания. Рекордно короткий срок сборки был обеспечен усилиями Виктора Литвинова. Под его руководством впервые в отечественном самолетостроении был введен принцип параллельности — одновременно шла разработка конструкции самолета и выпуск его чертежей с подготовкой производства.
Благодаря производственным инновациям в 1940 году завод выпустил более ста машин МиГ-1 и запустил новый вариант самолета МиГ-3. Эта работа была высоко оценена правительством. 31 декабря 1940 года ГАЗ № 1 за успешное освоение новых образцов вооружения был удостоен ордена Ленина, а Виктор Яковлевич получил орден Трудового Красного Знамени.
В январе 1941 года обновилось руководство Наркомата авиапромышленности СССР. Из-за этого на московском заводе сменились кадры. Алексей Третьяков был назначен директором, а 30-летний Виктор Яковлевич стал главным инженером. Первым делом на новом посту Литвинов внедрил поточную сборку самолетов по суточному графику. Этот метод значительно ускорял производство машин и был впервые применен в советской промышленности. К лету 1941-го на такую схему перешли все авиазаводы страны.
Наступила Великая Отечественная война. Заводу поручили увеличить темпы выпуска истребителей МиГ-3. Рабочий день продлили до 11 часов. Поставки фронту постепенно выросли с 10 до 20 самолетов в сутки.
В августе 1941 года правительство дало новый указ — организовать на ГАЗ № 1 выпуск штурмовиков Ил-2. Директор Алексей Третьяков сразу выехал в Воронеж на завод № 18, чтобы познакомиться с конструкцией нового самолета и технологиями его производства. Работа на московском предприятии закипела с удвоенной силой.
Самоотдача тружеников тыла не осталась незамеченной. 8 сентября 1941-го Третьяков был признан Героем Социалистического Труда, а Литвинов получил орден Ленина. Сам же завод удостоился носить имя Сталина.
В октябре в Москве было объявлено осадное положение, немцы активно наступали и все чаще целились бомбами в первый в стране авиазавод. Государственный комитет обороны СССР приказал эвакуировать предприятие в Куйбышев. Его планировали разместить на площадке строящегося авиазавода № 122 (нынешнего РКЦ «Прогресс») возле станции Безымянка.
Процессом перебазирования огромного завода руководил главный инженер Виктор Литвинов. Он разработал план погрузки оборудования, определил очередность отправки цехов, обеспечил необходимое количество транспорта и рабочих рук, заботился о том, как будут добираться до Куйбышева люди. В итоге сборы в дорогу заняли не более десяти дней. При этом одновременно продолжался выпуск боевых самолетов.
Уже 28 октября 1941 года нарком авиапрома подписал приказ о начале работы завода в Куйбышеве. Новый авиастроительный комплекс включил в себя не только московский завод № 1, но и воронежский завод № 18, которым в ту пору руководил Матвей Шенкман. Москвичи привезли комплектующие детали истребителя МиГ- 3, а воронежцы — задел по недавно освоенному штурмовику Ил-2. Им предстояло в кратчайшие сроки наладить выпуск техники в крайне тяжелых условиях. Корпуса завода были построены, но в них отсутствовали крыши, тепло, вода и электричество. Пришла ранняя зима, что еще больше осложняло производство.
Руководство страны не волновали сантименты, всем было тяжело, а штурмовики Ил-2 требовались фронту как никогда. 23 декабря 1941-го Сталин отправил грозную телеграмму в адрес Шенкмана и Третьякова, требуя немедленно ускорить производство самолетов. Уже через 6 дней москвичи запустили мотор первого Ил-2. Всего до конца 1941 года на новом месте завод выпустил около 30 истребителей МиГ-3 и три штурмовика Ил-2.
В 1942 году московский завод полностью перешел на массовое производство Ил-2. На новом месте работа велась по ежесуточному, нарастающему графику. В сентябре за успехи в социалистическом соревновании заводу № 1 было присуждено Знамя Государственного Комитета Обороны. Впоследствии предприятие 26 раз удерживало лидерство и в июле 1945-го получило знамя на вечное хранение. Это оказалось возможным благодаря героическим усилиям рабочих и руководителей, которые трудились круглыми сутками и ночевали в цехах.
В июле 1944 года Третьякова призвали в распоряжение Наркомата авиапромышленности и директором завода в Куйбышеве стал Литвинов. 19 августа того же года ему присвоили воинское звание «генерал-майор инженерно-технической службы». Журналист Сергей Емельянов, который был лично знаком с Виктором Яковлевичем, так описывал нового руководителя:
«На новом посту по-новому раскрылся выдающийся организаторский талант Виктора Яковлевича. Среднего роста, крепкий, стремительный, он был настоящим командиром — волевым, настойчивым, целеустремленным. Он мог работать сутками, жестко и требовательно относился к подчиненным, но также требователен был и к себе. Он хорошо знал не только то, как идут дела в том или ином цехе, он отлично знал каждого большого и малого руководителя, многих рядовых работников. Его требовательность и принципиальность вызывали уважение работавших с ним людей. В беседе с некоторыми из них я понял, что авторитет Виктора Яковлевича Литвинова был высок и непререкаем, так как все понимали: все, что он делал, было делом партии и народа».
Тем временем семья Литвиновых продолжала расти. В 1944 году супруги поселились в доме № 140 по улице Фрунзе. Там через пять лет родился второй ребенок — сын Виктор.
За годы войны ГАЗ № 1 им. Сталина выпустил 11 863 штурмовика Ил-2, 1225 штурмовиков Ил-10, свыше 3000 истребителей МиГ-3. Это примерно 15 самолетов в день. Общее количество Ил-2, выпущенных в Куйбышеве силами московского и воронежского заводов, составило 74,3 % от выпущенных в целом по стране.
Во время войны Виктор Яковлевич успевал заниматься не только производством, но и хозяйственными вопросами. С 1943 по 1945 годы при его содействии было построено около 30 000 кв м жилья для рабочих, пионерлагерь на 500 мест, фабрика-кухня, стадион, дворец культуры и клуб «Победа».
В сентябре 1945 года за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолетов, за создание и освоение новых образцов
боевой техники и обеспечение ими Красной Армии в годы войны
Виктор Яковлевич был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». А в 1946 году за разработку и внедрение кругового ленточного конвейера сборки крыла самолетов Литвинов получил Сталинскую премию 1 степени.
После войны лучший в стране авиазавод ждали новые вызовы. Под руководством Виктора Литвинова инженеры и техники учились делать уникальные самолеты. В кратчайший срок нужно было запустить в производство реактивные истребители МиГ-9. Уже 7 ноября 1946 года на памятном параде в Москве в воздух поднялись первые десять образцов такой техники.
Затем коллектив освоил производство фронтовых истребителей МиГ-15 и МиГ-17, нового бомбардировщика Ил-28, первого дальнего реактивного бомбардировщика Ту-16 и пассажирского авиалайнера Ту-104. Каждый из этих самолетов становился новым витком развития не только завода в Куйбышеве, но и всей советской авиапромышленности.
Многократное успешное перепрофилирование завода им. Сталина стало весомым аргументом для запуска на нем совершенно новой техники — ракеты-носителя Р-7. Виктор Литвинов узнал о грядущих переменах на своем заводе еще осенью 1957 года. Тогда же он познакомился со знаменитым конструктором Сергеем Королевым, который создавал опытные образцы ракеты в ОКБ-1 на заводе № 88 в Подлипках.
«С первого взгляда Виктор Яковлевич полюбил ракету Р-7 и загорелся
страстным желанием как можно быстрее и качественнее выполнить
важнейшее государственное задание. Королев и Литвинов прониклись
взаимной симпатией и уважением друг к другу. Их судьбы до встречи
были разными, но оба они были технарями от Бога, обладавшими выдающимися организаторскими способностями, оба знали, что такое
война, и оба не знали слова «невозможно». Для них главными были слова: «если нужно, то возможно», — вспоминает ветеран завода Георгий Фомин.
2 января 1958 года вышло официальное постановление о размещении на заводе № 1 серийного производства межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Предприятию поручили уже в четвертом квартале 1958-го выпустить не менее трех новых летных изделий, при этом не прекращая выпуск самолетов Ту-16. Так началась космическая эра в Куйбышеве.
В феврале 1958 года в Куйбышев приехал ведущий конструктор ракеты Р-7 Дмитрий Козлов. Сергей Королев назначил его главным ответственным представителем ОКБ-1 на заводе № 1. Литвинов и Козлов быстро нашли общий язык. Виктор Яковлевич подписал приказ, согласно которому все службы завода обязаны были выполнять требования Дмитрий Ильича беспрекословно. Началась кропотливая работа по реконструкции всех цехов, предстояло освоить новые технологии, материалы, методы контроля и испытаний. Параллельно лучших специалистов отправили на стажировку на опытный завод ОКБ-1 Сергея Королева. За подготовкой завода к массовому выпуску ракет внимательно следило высшее руководство СССР.
В декабре 1958 года коллектив завода во главе с Виктором Литвиновым титаническими усилиями изготовил и сдал заказчику три первых летных ракеты. В течение 1959 года все изделия были удачно запущены на полигоне и взяты на вооружение Министерства обороны СССР.
Летом 1959 года Дмитрий Козлов приступил к созданию при куйбышевском заводе филиала ОКБ-1. Виктор Литвинов отдал в его распоряжение лучших руководителей и специалистов. Впоследствии отдел стал самостоятельным конструкторским бюро — ЦСКБ. В 1996 году оно объединилось с заводом «Прогресс». Такое имя в 1961 году получил ГАЗ № 1. В итоге Куйбышев обрел новую структуру — Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ — Прогресс» (сейчас РКЦ «Прогресс»).
В 1960 году предприятие в Куйбышеве выпускало уже по одной ракете
каждую неделю. За успешное освоение и серийный выпуск новой техники завод получил третью награду — орден Трудового Красного Знамени. Дмитрий Козлов удостоился ордена Ленина, а Виктор Литвинов — второй звезды Героя Социалистического Труда.
Впоследствии на ГАЗ № 1 были собраны две ступени ракеты «Восток», на которой Юрий Гагарин отправился в космос. 12 апреля 1961 года Виктор Литвинов присутствовал на Байконуре при историческом событий. По заводской легенде, 14 апреля, когда первый советский космонавт посетил куйбышевский завод, Виктор Яковлевич показал ему сборочный ракетный цех, откуда вышли ступени «Востока».
Вскоре ГАЗ № 1 переименовали в «Прогресс». Под руководством Виктора Литвинова началось экспериментальное производство новой двухступенчатой ракеты Р-9, которая должна была стать скорострельной. А 26 апреля 1962 года с Земли стартовал первый советский фото-разведывательный автоматический спутник «Зенит-2», который запустили в серийное производство на куйбышевском заводе.
Виктор Яковлевич вынужденно покинул пост директора завода «Прогресс» в 1962 году. Его назначили на более высокую должность. Сначала Литвинов стал председателем Куйбышевского совнархоза, затем первым заместителем председателя Совнархоза Средне-Волжского экономического района, а в 1965 году — заместителем министра общего машиностроения СССР.
Несмотря на то, что Виктор Литвинов вернулся в Москву, он часто посещал родной завод в Куйбышеве и помогал любимому коллективу решать различные вопросы. Кроме того, Виктор Яковлевич отдельно занимался развитием промышленности и экономики в Куйбышевской области, тесно работал с Королевым над проектом освоения Луны.
Виктор Яковлевич всегда находил время на активную общественно-политическую жизнь. Он избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 5-го и 6-го созывов, был делегатом 19-го, 20-го и 22-го съездов КПСС.
В возрасте 63 лет Виктор Литвинов подал заявление об уходе на пенсию по состоянию здоровья. После инфаркта он уже с трудом переносил служебные нагрузки, а работать вполсилы не умел. Теперь делом жизни для Виктора Яковлевича стало выращивание сада на даче. Хотя он отдыхал душой, копаясь в огороде, всегда скучал по своей прежней деятельности — по авиации и производству.
В мае 1981 года Литвинов посетил родной Таганрог. Там в городском парке установили его бронзовый бюст. Через два года ему присвоили звание Почетного гражданина города Таганрога.
Виктор Яковлевич ушел из жизни 4 июня 1983 года. С ним приехали попрощаться самолето- и ракетостроители со всей страны. Похоронили промышленника в Москве в филиале Новодевичьего кладбища у деревни Кунцево. На надгробии надпись: «Виктор Яковлевич Литвинов. Инженер, создатель авиационных, космических технологий XX века, генерал, дважды Герой Труда».
В Самаре с уважением хранят память о выдающемся производственнике. Виктор Яковлевич организовал на заводе «Прогресс» налаженную систему по выпуску серийных и новых машин, а также заложил управленческие традиции, которые до сих пор сохраняются и приумножаются трудовым коллективом.
Имя Литвинова носит улица в Кировском районе Самары, школа № 86, а также Дворец культуры на площади Кирова, который когда-то сам Виктор Яковлевич построил для заводчан.
Источники информации и фото: Загребина Г. В. «Дело всей жизни» (Самара: Издательский дом «Агни», 2010)
Личность в Самаре
Личность в Самаре
Комментарии
0 комментариев