20.06.2025
Команда самарского турклуба «Политех» под руководством Григория Ананьева совершила спортивный пеше-водный поход 4-й категории сложности. Это непросто. Не для новичков. Всего было шесть участников — пятеро из клуба и один турист из Иркутска, которого во время похода самарцы торжественно посвятили в члены своего сообщества. По возрасту — студенты старших курсов и выпускники.
К прохождению всего маршрута — и пешей, и водной части — готовились четверо. Еще по двоим участникам приняли следующее решение: на сплав по сложной реке они не пойдут, а помогут с доставкой вещей на Утулик, вернутся через Чертов перевал в Слюдянку и будут ждать группу в Иркутске.
Вот записи из походного дневника группы.
«Прибыли в Иркутск. 40 минут для пересадки на электричку до станции Слюдянка на Байкале. Приехали туда уже ночью. На следующий день инициативная группа встала в 4 часа утра и отправилась на местную достопримечательность — гору Шаманка.
В 9:45 вся группа выдвинулась на восхождение на хребты Хамар-Дабана. Горы и тропы начинаются уже буквально за домами.
Шел мелкий дождь. Тогда это казалось неприятным явлением, но потом понимаешь, что по жаре подобный переход переносился бы гораздо хуже. «Взлетный» вес рюкзаков на этом переходе был больше, чем у среднестатистического пешего туриста: 40-45 кг у парней и 30 кг у девушек, поскольку приходилось нести и плавсредства на вторую часть похода. По мере подъема и уже ближе к местной метеостанции дождь усиливался, теперь тропа чаще всего выглядела как ручей. Рюкзаки без дождевиков впитывали воду и прибавляли в весе. А подъем становился все круче. Приходилось останавливаться через каждые 100-200 метров на отдых.
За первый день мы планировали подняться до пика Черского или же остановиться на ночлег где-то недалеко от вершины. Но дошли только до турбазы и гидрометеостанции. На ГМС нас приютили в домике. Изначально этого у нас в планах не было, но дождливая погода и сложный дневной марш-бросок перевесили в пользу ночлега в более-менее комфортных условиях. В не очень просторном помещении уставшим, промокшим туристам были доступны печка для отопления и просушивания вещей и газовая плита для приготовления пищи. Из мебели — только стол и скамейки, поэтому ночевали на своих ковриках-пенках в родных спальниках.
На ГМС удалось поймать сигнал сотовой связи и обменяться информацией с Самарой. Друзья сообщили, что гидрологический пост на реке Утулик зафиксировал дождевой паводок, поднятие уровня воды на два-три метра плюс к обычному. Это серьезно и может быть опасным. Но, посовещавшись, команда решила продолжить прохождение маршрута.
На следующий день приняли решение остаться на ГМС еще на сутки и устроить дневку, чтобы досушить промокшие вещи и, возможно, дождаться улучшения погоды. Благо в нашем графике были заложены две дневки. Но такой поворот событий бросал вызов раскладке завхоза. Он рассчитал запас продуктов исходя из того, что дневки будут на реке, когда в команде останутся четыре участника. Пришлось немного ужаться, до диетических объемов.
Погода более-менее наладилась, и мы решили не тратить день зря, а забросить часть вещей — прежде всего катамараны — на Чертов перевал. Как только отправились в путь, опять пошел дождь. По дороге пришлось переходить несколько ручьев вброд, а затем наша тропа сама превратилась в многоводный ручей.
Когда дошли до Чертова перевала, дождь кончился. Вид на прекрасную долину восхищал и успокаивал. Мы сложили свой груз, укрыли его от дождя и к вечеру вернулись на ГМС.
На третий день, собрав оставшиеся вещи, снова отправились в сторону Чертова перевала. Остановились у развилки на пик Черского. Поскольку не все участники изъявили желание подняться на высшую точку Хамар-Дабана, оставили их присматривать за вещами. А остальные налегке отправились в радиалку на вершину. Во время восхождения с подножия горы поднялся густой туман, в какой-то момент мы перестали видеть друг друга. Как только он начал рассеиваться, продолжили восхождение.
На вершине пика Черского тумана уже не было. Лишь сильная облачность. Вершина открытая, каменистая, с обзором на окружающие хребты и со множеством туриков — этаких пирамидок, сложенных туристами из кусков породы. Пик Черского особо не впечатлил нас, до этого поднимавшихся на Фишт и Оштен на легендарном кавказском маршруте «Тридцатка». Что ж, у всех по-разному воспринимаются те или иные горы. От многих факторов это зависит. Есть немало туристов, которые называют восхождение на пик Черского с его многочисленными видовыми точками очень красивым и запоминающимся.
Сделали фотографии и пошли на спуск. По дороге часть группы убежала к небольшому, но живописному озеру в форме сердца. Его так все и называют — Сердце. Оно синеет в узкой зеленой долине между хребтами. Вскоре «экскурсанты» догнали группу, и мы все вместе дошли до Чертова перевала.
На перевале мы оказались в пять часов вечера. В 17:50 группа начала спуск в долину реки Утулик. Нам предстоял путь в десять километров по расстоянию, а по высоте мы сбрасывали целый километр.
От Чертова перевала начиналась дикая тайга, как эти места называли смотрители ГМС. Состояние тропы, по которой мы шли, действительно указывало на отсутствие ее популярности у туристов. Доказательства — высокая нехоженая трава и периодически встречаемые следы медведей.
Солнце зашло за горизонт, мы вооружились фонариками. То приходилось идти по высохшей реке-балке, то форсировать речки и ручьи вброд. Из обещанных всеми лоциями 24 бродов мы насчитали 19. Два раза теряли тропу. До стоянки дошли только в три часа утра. Получается, на преодоление десяти километров мы потратили девять часов. Вот такая там дикая тайга».
Окончание следует
Фотографии из личного архива Григория Ананьева
Моя большая страна
Моя большая страна
Моя большая страна
Комментарии
0 комментариев