09.05.2025
Командующий 1-м Украинским фронтом маршал Иван Конев писал в своих мемуарах: «Пражская операция отнюдь не носила символического характера, как это иногда пытаются изобразить на Западе. Нам предстояла серьезная борьба с большой группировкой вооруженных сил Германии, на которую делали ставку фашисты, рассчитывая, что спасение этой группировки даст возможность хотя бы еще на какое-то время продлить существование Третьего рейха».
Всего в Пражской операции было задействовано более двух миллионов солдат и офицеров Красной армии, 140 тысяч румынских бойцов, 70 тысяч польских и свыше 48 тысяч чехословацких. Этим силам противостояла немецкая группа армий «Центр» в составе 900 тысяч человек под командованием генерал-фельдмаршала Фердинанда Шёрнера. В ходе операции она была полностью уничтожена.
Командующий 4-й гвардейской танковой армией 1-го Украинского фронта генерал Дмитрий Лелюшенко вспоминал, как через Рудные горы наши войска продирались к чешской столице: «Враг отступал с боями, цепляясь за каждый выгодный рубеж и устраивая в узких местах, на перевалах и в теснинах завалы и минные заграждения».
Наиболее ожесточенное сопротивление танкистам было оказано на рубеже городов Фрейберг и Одеран.
«Чтобы лучше ориентироваться на незнакомой всем нам местности, я под утро 7 мая взобрался на пограничную вышку. Карта резко не соответствовала местности. На восточных скатах Рудных гор был виден целый лес заводских труб, а на карте не значилось никаких предприятий. Не сбились ли мы с направления? Компас не работал, так, оказывается, всегда бывает в богатых залежами металлов Рудных горах. Но как только наступил рассвет, стало ясно, что идем мы в нужном направлении — на восток. Что же касается заводов, то вскоре и это выяснилось: сюда гитлеровцы во время войны перебазировали из Германии много предприятий, надеясь уберечь их здесь от бомбардировок с воздуха», — отмечал в мемуарах генерал Лелюшенко.
С другой стороны к Праге пробивались 1-я гвардейская конно-механизированная группа 2-го Украинского фронта под командованием генерала Иссы Плиева. Путь к чешской столице лежал через город Брно.
В своих воспоминаниях генерал писал: «Вот какую картину я наблюдал на одной из улиц в западной части Брно, где сражался 7-й мехкорпус. Наш тяжелый танк, раздавив немецкий дзот, двинулся было к другому, но вдруг запылал, подожженный фаустпатроном. Из него начали выпрыгивать танкисты. Прижимаясь к мостовой, они стали стрелять по врагу из автоматов. И вдруг один из них пополз вперед, прямо под пули. Товарищи прикрывали его огнем. Обратно он вернулся с маленьким чешским мальчиком. Оставшись на улице один, он громко плакал у стены дома. Говорят, после боя нашлись его родители и горячо благодарили наших танкистов. Они вышли из подвалов и бомбоубежищ приветствовать своих освободителей — советских воинов. Нас встречали восторженно, хлебом-солью, цветами… Усталые, запыленные, покрытые пороховой гарью, солдаты переходили из одних объятий в другие. То здесь, то там вспыхивали стихийные митинги. Это была настоящая манифестация дружбы и братства двух народов. И она навсегда осталась в моей памяти как одно из самых ярких, впечатляющих событий».
8 и 9 мая стали решающими в наступлении советских войск на Прагу. На рассвете город был окружен войсками 1-го, 4-го и 2-го Украинских фронтов.
Бои шли нешуточные. Первым в Прагу ворвался танк Т-34 с бортовым номером 24 под командованием гвардии лейтенанта Ивана Гончаренко из 1-го батальона 63-й гвардейской танковой бригады 10-го гвардейского Уральско-Львовского добровольческого танкового корпуса. В составе экипажа был наш земляк, 19-летний комсомолец из села Борское Куйбышевской области Николай Ковригин.
9 мая в 3 часа ночи советские части вступили в центр Праги и повели бой с фашистами у здания генерального штаба. Один из батальонов не позволил эсэсовцам взорвать заминированный мост через Влтаву и вышел на ее восточный берег, другой выбивал гитлеровцев из пражского кремля.
Вечером того же дня последовал еще один удар по Праге — 7-й гвардейский механизированный корпус генерал-лейтенанта Федора Каткова, совершив почти стокилометровый марш-бросок, вошел в столицу Чехословакии с юго-востока.
10 и 11 мая основные силы войск противника начали сдаваться в плен.
Красная армия не применяла авиацию и тяжелую артиллерию при освобождении Праги. Поэтому город удалось сохранить — ценой неимоверных усилий и огромных жертв. Освобождая Чехословакию, погибли более 140 тысяч наших бойцов. Эта была последняя операция советских войск в Европе в годы Второй мировой войны.
На улицы высыпали толпы чехов. Многие были с цветами — их бросали нашим бойцам. Шли сплошные демонстрации. Каждого советского офицера, где бы он ни появлялся, начинали обнимать, целовать, качать.
Вскоре последовал приказ Ставки Верховного главнокомандования развивать наступление на запад, чтобы соединиться с союзниками. В тот же день войска 1-го Украинского фронта встретились с американцами на линии Хемниц, Рокицани.
11 мая советские части заняли выступ южнее Рокицани. Левофланговые соединения 2-го Украинского фронта вышли на линию Пжек, Ческе-Будеёвице, где также встретились с союзными войсками. Остатки гитлеровских дивизий были окружены в районе восточнее Праги и сложили оружие.
В ходе Пражской операции было взято в плен около 860 тысяч солдат и офицеров противника. Захвачено 9500 орудий и минометов, 1800 танков и штурмовых орудий, 1100 самолетов, много другого вооружения.
За мужество, героизм и высокое воинское мастерство, проявленные в ходе Пражской операции, около 250 наиболее отличившихся соединений и частей были награждены орденами, более 50 из них удостоены почетных наименований. Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За освобождение Праги», которая была вручена 390 тысячам человек.
Среди освободителей столицы Чехословакии есть и наши земляки. От Москвы до Праги в составе 70-го гвардейского Выборгского Краснознаменного ордена Богдана Хмельницкого минометного полка прошел командир огневого взвода «катюш» гвардии лейтенант Геннадий Бесчастнов. После войны он работал в Куйбышеве юристом.
Фотографии: министерство обороны РФ
История
История
Комментарии
0 комментариев