Байкал в зимнем варианте. Самарская команда прошла полсотни километров по льду самого глубокого озера планеты. Часть 2

04.04.2025

Loading

Автор:

Байкал в зимнем варианте. Самарская команда прошла полсотни километров по льду самого глубокого озера планеты. Часть 2

«Самарская газета» продолжает информационный проект «Моя большая страна», получивший заинтересованный отклик читателей. Самарцы делятся впечатлениями о путешествиях в такие уголки России, куда еще большого турпотока нет. Возможно, их рассказы натолкнут кого-то на мысль в следующих сезонах пройти этими же дорогами.

В последнее время люди стремятся приехать на Байкал не только летом, но и в конце зимы или в самом начале весны, чтобы увидеть знаменитый лед невероятной красоты и прозрачности. Самарская команда выбрала именно такой вариант. Группа туристического сообщества «50 меридиан» вернулась с ранневесеннего Байкала, полная самых ярких впечатлений. К команде присоединилась и журналист «Самарской газеты». Это вторая часть материала. Первую можно почитать по ссылке.

Дыхание стихии…

Самарская команда из 12 человек плюс двое опытных проводников из новосибирского турклуба «Время гор» прошли 52 км и увидели на этом пути, пожалуй, все, что может подарить такой маршрут. Знаменитый прозрачный лед, гигантские торосы, крутые восточные берега острова Ольхон, рождающиеся на глазах трещины, сверкающие рассветы и закаты, а еще любимые объекты фотохудожников — наплески на скалах, то есть замороженные и затем наслоившиеся брызги волн, принявшие самые причудливые очертания.

Сначала заброска на «Хивусах» на восточный берег Ольхона через так называемые Ольхонские ворота, где летом действует паромная переправа. Здесь — видимо, из-за господствующих ветров — идеально прозрачный лед от берега до берега.

Организатор самарской группы Сергей Попов вел походный дневник. Вот его впечатления о начале маршрута:

«Расталкиваем в «Хивусах» наши рюкзаки, палатки, печки, волокуши, грузимся сами и летим по черному гладкому льду в Ольхонские ворота. Упрашиваем водителей остановиться и делаем первые фото. Дальше гладкий лед чередуется с торосами. Местные водители смело их преодолевают, находя проходы среди глыб там, где их, казалось бы, быть не должно. Наш путь лежит до пади (оврага) Идиба. Новосибирцы подсказывают: там есть избушка, которую поставили для съемок фильма «В лесах Сибири». Фильм уже вышел в прокат, а избушка осталась, и проходящие туристы поддерживают ее в нормальном состоянии. Нам повезло: прямо перед нами группа уходила на маршрут на коньках, освобождая избу, и мы на одну ночь ее заняли».

Обустроились в маленьком «киношном» домике, напилили дров для печки на всю ночь и отправились на горное восхождение. Лед льдом, но если в первый день похода есть возможность подняться на обзорную вершину и осмотреться окрест, оценить масштабы местности, это надо сделать обязательно. С высоты наслаждались дальними далями — огромным ледяным полем Байкала с росчерками снежный наносов и ольхонскими скалами.

Из дневника Сергея Попова:

«Завершился первый походный день прекрасным закатом. Все дружно высыпали из избы на лед и стояли почти до темноты. Хотелось сказать, что стояли завороженные, в полной тишине, но… Вечером Байкал как будто просыпается и начинает дышать. Лед глухо потрескивает, слышатся какие-то звуки воды, глухое мощное бульканье и глубинное ворчание — как будто огромная сила таится в этой бездонной стихии. Вживую это слышать в первый раз очень впечатляет!».

…и шоу под занавес

8 марта. Погода совершенно праздничная: тепло, яркое солнце, ледовые торосы с огромными вздыбившимися льдинами сверкают в лучах. Рядом с ними праздник и отметили.

Есть такая местная туристическая традиция, которую именуют «Поцелуй Байкала». Наш проводник Андрей насверлил во льду углубления, в них наливаем что кому нравится. Ложимся на лед и выпиваем напитки через трубочку. Подоспела и закуска — строганина из замороженной рыбы с перцем, солью и зеленью, красиво сервированная на большом, с целый поднос куске прозрачнейшего льда.

А еще нам невероятно повезло: часа через два тем, кто шел впереди, посчастливилось увидеть живую нерпу. Она осмотрела пришельцев и нырнула в неширокую водную трещину, оставив после себя изгрызанные края. Оказывается, зимняя работа этих зверушек — постоянно поддерживать, оберегать свои лунки, чтобы они не замерзали.

За день прошли по льду около 15 км. Санки-волокуши, прикрепленные карабином за пояс, движутся легко. А вот на торосах приходится им помогать, подтягивать руками, подстраховывать, чтобы не переворачивались. Порой представлялось, что идем куда-то к Северному полюсу.

К вечеру на льду установили палаточный лагерь, затопили печки. Создали полный походный комфорт.

На следующий день Байкал показал путешественникам свои знаменитые ветры. Дули они прямо в лицо. Мы «упаковались» в балаклавы и капюшоны, поднапрягли силы и… прошли на ветер рекордные 20 км.

Финишный день похода стал настоящим подарком от батюшки Байкала, который, судя по всему, гостей принял. Солнце, поля с самой разной фактурой льда, красивейшие наплески на прибрежных скалах и сами скалы — высокие, отвесные.

Напоследок Байкал показал грандиозное шоу.

Из дневника Сергея Попова:

«Стояли у берега, и вдруг раздался грохот. Буквально в трех метрах от нас лед разорвало, и появилась трещина чистой воды сантиметров 15. Началось движение пластов, один из них наползал на береговой скалистый мыс. Наступающие на скалы льдины ломались, падали с высоты. Все это сопровождалось громкими звуками. Это была уже финишная часть маршрута. Мы прошли вдоль трещины еще примерно 3-4 км и напротив села Узуры смогли перейти ее в подходящем месте».

Окончание следует.

Фотографии автора

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации