19.02.2025
В ходе Восточно-Прусской стратегической операции были проведены Инстербургская, Млавско-Эльбингская, Хейльсбергская, Кенигсбергская и Земландская фронтовые операции.
Советское наступление велось по двум направлениям: через Гумбиннен на Кенигсберг и в сторону Балтийского моря.
На начало операции было задействовано 133 дивизии, восемь отдельных корпусов, десять бригад и четыре укрепленных района — всего 1,669 млн военнослужащих, более четверти всей действующей Красной армии. Для участия в операции предназначалось 3859 танков и 3097 самолетов.
Разработка плана Восточно-Прусской наступательной операции была завершена к исходу ноября 1944 года. Ее целью было отсечь войска группы германских частей от остальных немецких армий, прижать их к морю, расчленить и уничтожить, полностью овладев всей территорией. Как отмечалось в ставке Верховного Главнокомандующего, нужно было добить фашистского зверя в его логове.
От успешного проведения операции зависели не только темпы наступления Красной Армии на берлинском направлении, но и исход Великой Отечественной войны в целом.
5 ноября 1944 года войска 3-го Белорусского фронта предприняли попытку прорваться в пределы Восточной Пруссии из Южной Литвы. Но немцы воспользовались оперативной паузой. Войска генерала Ивана Черняховского сразу уперлись в плотную, основательно подготовленную оборону противника. Поэтому все попытки глубокого прорыва оказались тщетными. Ставка передала командованию фронта приказ перейти к обороне.
Но уже 12 января 1945 года гром артиллерийской подготовки возвестил о начале генерального наступления Красной армии на германском направлении. Выполнение задачи по разгрому восточно-прусской группировки немцев возлагалось на войска трех советских фронтов.
13 января после мощнейшей артподготовки перешли в наступление войска 3-го Белорусского фронта, а 14 января — войска 2-го Белорусского. Повсюду немецкая оборона была взломана.
Уже 24 января маршал Константин Рокоссовский получил приказ Ставки сконцентрировать основные силы для наступления в Северную Германию, не позднее 2 февраля овладеть Эльбингом, Торном, отрезать противнику все пути отхода на Одер и продвигаться в Померанию.
Еще более ошеломляющего успеха добился 1-й Белорусский фронт. 31 января его передовые части форсировали Одер и захватили обширный плацдарм
До Берлина оставалось пройти всего 70 километров. Казалось, еще две-три недели наступления в таком темпе — и война будет закончена.
Однако окруженные немецкие войска опирались на сеть мощных укрепленных районов. Поэтому Красная армия сразу увязла в гитлеровской обороне. Основные силы 2-го Белорусского фронта вместо наступления на Данциг и Кольберг оказались скованными затяжными боями с немецкой группировкой, окруженной к югу от Кенигсберга.
В своих мемуарах «Дело всей жизни» маршал Александр Василевский вспоминал: «Ликвидация хейльсбергской группировки началась 10 февраля и проходила в исключительно тяжелых условиях. Хейльсбергский укрепленный район имел свыше 900 железобетонных и множество деревоземляных оборонительных сооружений, а также противотанковые и противопехотные заграждения. С упорством обреченных, цепляясь за каждый рубеж, за каждое укрепление, гитлеровцы стремились задержать наше продвижение вперед. Войска 3-го Белорусского фронта были утомлены ожесточенными боями, несли большие потери. Это снижало их ударную силу. 15 февраля в докладе на мое имя об этом сообщил К.К. Рокоссовский».
А из-под маленького восточно-прусского городка Мельзак пришло сообщение о гибели командующего 3-м Белорусским фронтом генерала армии Ивана Черняховского. Утром 18 февраля он выехал на левый фланг фронта, чтобы проверить подготовку частей, был тяжело ранен осколком разорвавшегося снаряда, спасти его не удалось. Это был самый молодой генерал за всю историю Советской армии. Ему было 38 лет.
После смерти Черняховского командование фронтом принял маршал Василевский.
Главные силы 1-го Белорусского фронта приступили к проведению превентивной Восточно-Померанской операции.
Тем временем советские войска получили в подкрепление свежую 19-ю армию, и темп их продвижения заметно вырос. Но немцы повсюду оказывали ожесточенное сопротивление, поэтому бои быстро вступили в затяжную стадию. Наступление на Берлин вновь было отложено. Оно началось в середине апреля. Подготовка операции против хейльсбергской группировки продолжалась с 22 февраля до 12 марта.
Ожесточенные бои шли в течение почти трех недель. Наконец, хейльсбергский укрепленный район пал. Советские войска взяли в плен 46 тысяч солдат и офицеров противника.
9 апреля 1945 года комендант Кенигсберга Отто фон Ляш капитулировал перед войсками маршала Василевского. Но взять город было очень непросто. В штурмовые группы привлекали в первую очередь красноармецев, имеющих опыт уличных боев, в частности участников Сталинградской битвы. Немцы сражались отчаянно, цепляясь за свои позиции.
Для штурма Кенигсберга была сосредоточена группировка войск численностью более 106 тысяч человек, 5200 орудий и минометов, 538 танков и самоходных артиллерийских установок, 2174 самолета.
Взятие Кенигсберга — одна из самых ярких страниц в истории завершающего этапа Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование многократно заявляло о неприступности столицы Восточной Пруссии.
Успешное овладение Кенигсбергом войсками 3-го Белорусского фронта и пленение значительной части стотысячного гарнизона города развенчали миф о неприступности немецких крепостей и решающим образом повлияли на дальнейший ход войны, позволили командованию Красной армии быстро переключить основную массу сил на новое направление — Земландский полуостров, где враг продолжал упорно сопротивляться.
Взятие города было отмечено в Москве салютом высшей категории — 324 орудия совершили по 24 артиллерийских залпа. Была учреждена медаль «За взятие Кенигсберга», ею были награждены 760 тысяч человек. 216 солдат и офицеров Красной армии за штурм Кенигсберга были удостоены звания Героя Советского Союза, 98 воинских частей получили название «Кенигсбергские».
После падения Кенигсберга в Восточной Пруссии остался последний очаг сопротивления — земландская группировка. 11 апреля Александр Василевский обратился к немецкому командованию с предложением прекратить бессмысленное сопротивление. В обращении было сказано: «Немецкие солдаты и офицеры, оставшиеся на Земланде! Сейчас, после падения Кенигсберга, последнего оплота немецких войск в Восточной Пруссии, ваше положение совершенно безнадежно. Помощи вам никто не пришлет. 450 километров отделяют вас от линии фронта. Морские пути на запад перерезаны русскими подводными лодками. Вы — в глубоком тылу русских войск. Против вас — многократно превосходящие силы Красной армии. Сила — на нашей стороне, и ваше сопротивление не имеет никакого смысла. Чтобы избежать ненужного кровопролития, я требую от вас: в течение 24 часов сложить оружие, прекратить сопротивление и сдаться в плен».
Ультиматум остался без ответа… Но к исходу 17 апреля основная часть Земландского полуострова была захвачена.
За три с небольшим месяца части Красной армии прорвали фашистско-немецкую оборону и вышли к Балтийскому морю. В ходе ожесточенных боев основные силы противника — 37 дивизий — были разбиты, в результате советские войска заняли Восточную Пруссию и освободили северную часть Польши. Пленили более 220 тыс. немецких солдат и офицеров, захватили в качестве трофеев около 15 тыс. орудий и минометов, 1442 танка и штурмовых орудия, 363 боевых самолета и много другой боевой техники. Потеря значительных сил и важной в военно-экономическом отношении области ускорила поражение Германии.
С точки зрения советского командования, исключительная важность Восточно-Прусской наступательной операции определялась необходимостью обеспечить успешные действия войск на берлинском направлении. Александр Василевский подчеркивал в мемуарах, что восточно-прусскую группировку противника требовалось уничтожить во что бы то ни стало, так как ее ликвидация высвобождала значительные силы для наступления на Берлин.
В Восточно-Прусской операции участвовали наши земляки, удостоенные за свои подвиги звания Героя Советского Союза. Это Филипп Бойцов, Николай Грошев, Георгий Захаров, Виктор Зимин, Владимир Истрашкин, Николай Колычев, Владимир Кошелев, Николай Сазонов и Федор Сафонов.
Фотографии: минобороны РФ
История
История
История
Комментарии
0 комментариев