14.02.2025
На Камчатке в последние годы туристический бум. Разработана масса маршрутов с расчетом на разные предпочтения гостей, их подготовку и финансовые возможности. А еще буму во многом поспособствовали субсидированные авиабилеты. Студенты и пенсионеры могут долететь до дальнего полуострова на востоке России за вполне приемлемую цену. Основная масса маршрутов — обзор самых знаковых достопримечательностей с восхождением на один из вулканов. Как правило, это Горелый, Толбачик. А вот идти на Авачинский вулкан решаются не многие. Подъем непростой.
Самарская путешественница Галина Колесникова специально выбирала именно такой маршрут, где к трехдневному сплаву по реке Быстрой, морской прогулке к касаткам и сивучам, подъему на вулкан Горелый, горячим Дачным источникам, лавовой пещере прибавлялся и день восхождения на вершину Авачинского вулкана. Ей, туристке со стажем, пенсионное удостоверение в кармане вовсе не помешало выполнить всю программу. Преимущественно молодежная группа выражала восхищение ее подготовкой и спокойным упорством. На вершине восходители разных поколений кричали «Ура!» все вместе.
Вот как самарская путешественница описала тот памятный день в походном дневнике.
Увидеть или не увидеть какой-либо объект на Камчатке — во многом зависит от погоды. Часто приезжаешь на знаковое место, а весь вид закрывает туман. Абсолютно. Так получилось с нами на каньоне. Ничего не видели, все заволокло. Я посмотрела потом рекламный видеосюжет и расстроилась: потрясающее зрелище могло бы открыться.
С Авачинским тоже сначала получалось непросто. Прогноз на хорошую погоду был на 26 июля. А восхождение у нас по плану 25-го. Мы могли бы погулять день около приюта и наверх пойти 26-го. Но тогда не успели бы на знаменитый Халактырский пляж с черным вулканическим песком. Обидно.
Сидели у приюта, мучительно размышляли. От грустноватых чувств отвлекали евражки. Это американские, или арктические, суслики. Они приспособились выпрашивать себе пропитание у туристов. Ни от чего не отказываются, берут (и крадут в том числе) сухари, мучные изделия, крупы. Встанут в стойку, передние лапки подожмут и заглядывают тебе в глаза. Ну как не угостить это создание?
Пока умилялись, глядя на евражек, пришел уточненный прогноз погоды. На 25 июля, то есть на заранее спланированный день восхождения, до 13 часов была обещана хорошая погода, а дальше не очень. Наш проводник Сергей предложил выйти как можно раньше, в пять утра.
Решали вопрос: кто поднимается, кто остается? Наверх с нами идут только два проводника. Если кто-то сходит с дистанции — значит, второй гид должен возвращаться с ними, одних их отпустить нельзя. Несколько человек, взвесив свои возможности, приняли решение остаться на базе.
Я тоже побаивалась. Но вопрос «Не идти совсем?» для меня не стоял. С высоты 2100 метров, если почувствуем, что трудно, можно будет вернуться со вторым проводником вниз. Такой вариант сразу оговорили.
В пять утра позавтракали и вышли. Первая половина пути, до высоты 2100, оказалась несложной. Сергей шел медленно, как и положено на подъеме. Не могу сказать, что мне было легко, просветик на тропе передо мной присутствовал. Но небольшой. Группу не подвела.
Рядом с Авачинским красуется классический конус Корякского вулкана высотой 3456 метров. Облака уже под ногами. А всего нам предстоял общий набор высоты 1800 метров. Для одного дня это солидная нагрузка.
И вот промежуточная точка 2100. Сергей задал трудный вопрос: «Кто спускается?» Все смолчали. Перешли ледник. За ним крутой, с маленьким серпантинчиком подъем вверх. Отсюда уже поворачивать назад грех. Надо терпеть и двигаться вперед.
В конце тропы сыпуха — мелкий битый камень. По нему идти гораздо труднее. Но когда вокруг открывается такая красота с конусами вулканов над морем облаков — силы найдутся. И я потихоньку поднялась. Вот он, кратер! Все ликовали, пили шампанское, которое, оказывается, прихватили с собой проводники.
Позже уже нашла географическую справку: «Высота Авачинского вулкана 2741 метр, вершина конусообразная. Конус сложен базальтовыми и андезитовыми лавами, туфами и шлаком. Диаметр кратера 400 м, имеются многочисленные фумаролы — трещины, из которых вырываются горячие газы. В результате извержения 1991 года в кратере образовалась массивная лавовая пробка. В вершинной части вулкана (вместе с вулканом Козельский) расположено десять ледников».
Шли по кальдере, по тропе вокруг края кратера. Прямо по сернистым отложениям. Все парило, с одной стороны много фумарол, дышать тяжело. Но такое надо увидеть, испытать хотя бы раз в жизни: ты на живом вулкане! Спуск у нас был быстрый, по сыпухе буквально катились. В общей сложности поднимались 5 часов 28 минут. Спускались часа три. Вернулись в приют бесконечно счастливыми. За ужином Сергей всех благодарил: тех, кто остался, — за принятое решение, а тех, кто поднялся, — за преодоление. Мне показалось, что нам, побывавшим наверху, другие завидовали. Но в горах так. Надо уметь рассчитывать свои силы. А в целом пребывание на Камчатке для всех нас оказалось фантастическим, феерическим.
Фотографии из личного архива Галины Колесниковой
Моя большая страна
Моя большая страна
Моя большая страна
Комментарии
0 комментариев