В Самаре Николай Шверник боролся с царизмом и помогал налаживать работу оборонных предприятий

11.02.2025

Loading

Автор:

Фотограф: Владимир Пермяков

В Самаре Николай Шверник боролся с царизмом и помогал налаживать работу оборонных предприятий

Жизнь председателя Президиума Верховного Совета СССР Николая Шверника тесно связана с Самарой. Он работал здесь в подполье в предреволюционные годы и руководил эвакуацией во время Великой Отечественной войны. 6-ю просеку в Промышленном районе в 1987 году переименовали в улицу его имени.

Питерский подпольщик

Николай Шверник родился 19 мая 1888 года на окраине Петербурга. Правильной формой написания фамилии было Шверников. Однако у отца, отставного фельдфебеля, обнаружилась путаница в метрических данных, отразившаяся затем в документах. Николай был третьим ребенком в многодетной рабочей семье, воспитывающей восьмерых детей. Шверник-старший работал на фабрике, его жена была ткачихой.

В 14 лет, окончив сначала церковно-приходскую школу, а затем ремесленное училище, Николай начал трудиться на заводе подручным токаря. Там он сблизился с революционными рабочими, приобщился к чтению марксистской литературы, стал очевидцем событий 9 января 1905 года, когда была расстреляна мирная демонстрация рабочих.

В 17 лет вступил в РСДРП, а в 21 год стал членом ее петербургского комитета, одним из организаторов Сампсониевского общества самообразования и Выборгского отделения профсоюза металлистов. Вместе с товарищами издавал легальный журнал «Вопросы страхования», используемый большевиками для пропаганды. Участвовал в заводских забастовках, не раз был арестован.

Выйдя из тюрьмы в 1913 году, жил то в Петербурге, то в Туле, где также занимался пропагандистской деятельностью, за что привлек внимание соответствующих органов. Там познакомился с работницей завода Марией Улазовской, тоже сосланной сюда под негласный надзор полиции. Она стала его женой и верным другом на всю жизнь.

Самарский токарь

Весной 1915 года Шверник был выслан в Самару, где устроился работать на трубочный завод токарем-лекальщиком. Там он установил связь с подпольщиками.

В 1916 году на этом же заводе начал работать бежавший из ссылки Валерьян Куйбышев. Они сблизились со Шверником. По поручению Самарского комитета партии питерец вел работу в профсоюзной организации предприятия.

Именно в Самаре ровно за год до революции у четы Шверников родилась дочь Людмила.

За организацию забастовки были задержаны три десятка рабочих, в том числе и Николай Шверник. Власти решили вывезти их за пределы губернии. Но уже в Саратове бунтовщики узнали о февральской революции.

Вернувшись в Самару, Шверник принял участие в революционных событиях и был избран в партийный комитет трубочного завода. Проявил себя активным большевиком.

«Скитаясь из города в город, переходя с завода на завод, подвергаясь непрерывным преследованиям царских жандармов и неоднократным арестам, Николай Михайлович весь, без остатка, отдается революционной деятельности», — так характеризовала Шверника официальная биография, изданная в 1940 году.

На фронтах Гражданской войны

В июне 1918 года, когда шли бои с белочехами, Николай Шверник сражался в Самаре, а затем под натиском противника ушел с отступающими красными войсками. По предложению Валерьяна Куйбышева Шверник был назначен политкомиссаром 2-го Симбирского полка 1-й армии, которой командовал Михаил Тухачевский.

В октябре 1918 года Николая отозвали в Москву, в Главное артиллерийское управление. Проработав там до марта 1919 года, он снова вернулся в Самару, где заменил Куйбышева, откомандированного в армию. Работал председателем городского и уездного исполкома.

В одном из особняков супруга Николая организовала детдом. Но поздней осенью Шверники покинули Самару. Главу семьи направили на Кавказский фронт чрезвычайным уполномоченным Совета рабоче-крестьянской обороны по снабжению Красной Армии. Там он служил до конца Гражданской войны.

Известное имя

21 октября 1931 года краевые и областные газеты сообщили об очередном прибытии Шверника на Среднюю Волгу. «Вчера вечером в Самару приехал тов. Николай Михайлович Шверник, генеральный секретарь ВЦСПС. Самарские рабочие знают тов. Шверника по его революционной деятельности здесь в первые годы революции», — писала «Волжская коммуна».

А в 1936 году Николай Шверник приезжал в Куйбышев на совещание ударников-стахановцев. Главным вопросом в повестке дня являлось обобщение опыта стахановцев и распространение новаторского движения во всех трудовых коллективах Средней Волги.

Куйбышевская эвакуация

После нападения фашисткой Германии на СССР был создан Совет по эвакуации. 3 июля 1941 года его председателем стал Николай Шверник. В октябре он начал работать в Куйбышеве.

По словам кандидата исторических наук Александра Малинкина, организационная структура совета была тщательно продумана. Решения являлись обязательными для всех партийных, советских и хозяйственных органов. Эвакуации подлежали не только люди и предприятия, но и материальные ценности, включая продовольствие.

Вывозилось в том числе нужное для жизни после войны оборудование, например, огромные агрегаты Днепровской ГЭС. Эвакуировалось имущество колхозов и совхозов — автомашины, тракторы, комбайны, зерно, скот, а также культурные ценности музеев, библиотек, Дворцов культуры, клубов.

Как писал сам Николай Шверник, после окончания войны в наиболее напряженное время под эвакуируемыми грузами находилось около половины вагонного парка железных дорог страны. За шесть месяцев они перевезли около 1,5 миллиона вагонов таких грузов.

Телеграмма Сталина

Во второй половине 1941 года на восток было перебазировано 2593 промышленных предприятия. Только в Куйбышев эвакуировали около 200 производств, в города современной Самарской области — еще около 150.

Во многом именно стараниями Шверника Куйбышев стал крупным авиационным центром, выпускавшим штурмовики Ил-2 и истребители МиГ-3, центром по производству шарикоподшипников для той же авиационной, а также танковой, автомобильной и двигателестроительной промышленности. Еще одним кластером стало производство снарядов, в том числе реактивных.

Как вспоминал техник авиационного завода №18 Александр Кузнецов, Николай Шверник несколько раз приезжал на предприятия, выпускающие самолеты, после знаменитой телеграммы Сталина. В ней говорилось: «Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать «Ил-2». Самолеты «Ил-2» нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному «Ил-2» в день, а Третьяков дает «Миг-3» по одной, по две штуки. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Нам нужны не «Миги», а «Ил-2». Если 18-й завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному «Ил-2» в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше «Илов». Предупреждаю последний раз».

Уже через неделю после этой телеграммы и визита на предприятие высоких гостей завод №18 начал выпускать по 27 самолетов в день.

В ноябре 1941 года в Куйбышев была эвакуирована и дочь Шверника Людмила. Она работала в филиале Всесоюзного радиокомитета СССР старшим инженером по техническому обслуживанию радиопередач иновещания.

Во главе страны

После окончания войны и ухода на пенсию тяжелобольного Михаила Калинина 57-летний Шверник занял самый высокий пост в стране по Конституции. Он стал председателем Президиума Верховного Совета СССР. В 1950 году именно из его рук получали ордена куйбышевские инженеры за внедрение новых типов самолетов.

В 1953-м Шверник вновь вернулся в профсоюзы и работал председателем ВЦСПС до 1956-го. Затем в течение десяти лет возглавляет Комитет партийного контроля при ЦК КПСС и одну из партийных комиссий.

В 1966 году, после XXIII съезда КПСС, Шверник оставил активную государственную и партийную деятельность ввиду преклонного возраста и вышел на пенсию. Умер ветеран КПСС в конце 1970 года. Куйбышевские газеты поместили некролог и репортаж «Москва прощается со Шверником». Урна с прахом государственного деятеля захоронена на Красной площади, в Кремлевской стене.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации