Художественный руководитель балета САТОБ Юрий Бурлака: «Реставрировать спектакль со 100-процентной точностью, к сожалению, невозможно»

12.12.2024

Loading

Автор:

Художественный руководитель балета САТОБ Юрий Бурлака: «Реставрировать спектакль со 100-процентной точностью, к сожалению, невозможно»

В декабре в Самарском академическом театре оперы и балета имени Шостаковича состоится премьера спектакля «Щелкунчик» (6+). Композитор — Петр Чайковский. Либретто создано Мариусом Петипа по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана в пересказе Александра Дюма — у французского писателя получилась более обстоятельная история, чем у немецкого романтика. Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Евгений Хохлов. В Самаре будет представлена премьера эксклюзивной редакции спектакля. Художественный руководитель балета театра, заслуженный артист России Юрий Бурлака подарит зрителям образ оригинальной постановки 1892 года, которая была показана на сцене Мариинского театра.

Из поколения в поколение

— Так случилось, что я остался единственным балетмейстером-реставратором в нашей стране. Многие смотрят вперед, а я — назад. Это специфика моего мышления.

Спектакль в хореографии Льва Иванова много значит для меня. Последний раз он был поставлен у нас в стране в 1932 году в Большом театре моим родным Московским хореографическим училищем, в котором я учился и преподавал. Так случилось, что 11-летней девочкой Кларой была мой будущий педагог и большой друг Евгения Герасимовна Фарманянц.

Всегда стараюсь показать, настолько прекрасен русский императорский балет, который мы утратили в свое время. Во всех совокупностях: декорации, костюмы, хореография. Мне хотелось это возвратить на сцену. В отличие от нотного текста, который в любой момент можно прочесть, спектакль невозможно напечатать. Он живет только на сцене и передается из поколения в поколение, «из ног в ноги».

Как показывает практика, не все то, что забыто, — плохо. Пример тому — наша «Раймонда» (12+). Мы эксклюзивно владеем спектаклем в хореографии Александра Горского. Совсем недавно с громадным успехом показали его на сцене, для которой он был поставлен, — исторической Большого театра. Во всем мире «Раймонда» Горского идет только в Самарском театре оперы и балета. Мне очень приятно, что публика из других городов приезжает к нам, чтобы увидеть его.

Эскизы костюмов Ивана Всеволожского к балету «Щелкунчик». 1892 год

Эксклюзив для самарского театра

Для меня это третье обращение к «Щелкунчику» Иванова. Любому хореографу прорваться с данным названием практически невозможно. Это самый популярный балет в мире. Он идет абсолютно во всех труппах в разных редакциях. Шанс начать собирать и разминать этот материал мне представился в Токио — делал спектакль в Японии для моей партнерши. Второй раз — получив приглашение от одноклассника Владимира Малахова, который руководил Берлинским балетом. Спектакль имел колоссальный успех. Немцы, привыкшие к минимализму, были в восторге от такого рода зрелища. Классический спектакль — большой, с роскошными костюмами и рисованными декорациями.

Предыдущая редакция «Щелкунчика» на самарской сцене в постановке Кирилла Александровича Шморгонера была хорошей. Но наступило время ротации репертуара. Наш директор Наталия Юрьевна Макарова увидела мой берлинский спектакль, была им очарована и предложила поставить его здесь. С радостью согласился, поскольку мне очень хочется возвратить русский балет русской публике. Приятно, что данный эксклюзив будет иметь исключительно самарский театр.

Эскиз декораций «Зимний лес». 1892 год

Высокая планка мастерства

Реставрировать балетный спектакль со 100-процентной точностью, к сожалению, невозможно. Со временем хореография трансформируется, поскольку меняется амплитуда движений. Ее форма сейчас более утонченная. Но в хореографии «Щелкунчика» есть моменты, которые остаются сложными и по сей день. Например, финальное грандиозное па-де-де, где танцуют Фея Драже и Принц Оршад. На одном из концертов я его делал для Ксении Овчинниковой. Это оказалось испытанием даже для нашей прима-балерины. Потому что номер появился в конце XIX века, когда техника дошла до точки золотого сечения — близко к тому, что мы имеем сейчас. 32 фуэте родились в ту эпоху. Тогда это был почти цирковой трюк. Сейчас — обыденная история, которой учат каждую девочку в балетной школе. Но все равно это остается высокой планкой мастерства.

Полный текст спектакля не сохранился. Есть специальная система фиксации танца, но в ней присутствуют лакуны, которые мне надо было заполнять так, чтобы стилистически это срослось с хореографией Льва Иванова.

Изменились строения тел танцовщиков, фактура ткани и принцип освещения. Поэтому я никогда не говорю, что делаю точное воспроизведение того спектакля — я делаю образ. Все равно смотрю глазами художника XXI века.

Спектакль-феерия

Стилистически наш «Щелкунчик» — начало ХIX века. Эпоха Директории, бидермайер. Художники Константин Иванов, Михаил Бочаров и Евгений Пономарев тщательно изучали то время. В их распоряжении была Императорская библиотека. Они исследовали крой костюмов и железно придерживались стиля.

Их соавтором был Иван Всеволожский — просто потрясающая фигура. Директор Императорских театров, друг Мариуса Петипа, большой любитель старой Франции. Благодаря ему мы имеем «Спящую красавицу», «Щелкунчика», «Пиковую даму» и прочие великие творения. Он потрясающе знал эпоху. На каждом заседании совета рисовал эскизы. Около тысячи из них сохранилось. Ни разу его фамилия в качестве автора не появилась на афише. Но на самом деле — это его художественные решения. Мы восстановили справедливость в отношении него в работе над «Эсмеральдой» и в этот раз поступим также — имя Всеволожского будет стоять среди авторов спектакля.

Все, что увидит публика на сцене, — архитектура, мебель, костюмы — будет абсолютно соответствовать эпохе и передавать атмосферу начала XIX века.

«Щелкунчик» — балет-феерия. Этот жанр пришел к нам из Италии конца XIX века. Многолюдное действо, многокартинное. Но «Щелкунчик» достаточно компактный балет. Там всего три картины: «Дом президента Зильбергауса», «Зимний лес» и «Фантастический город сластей Конфитюренбург». На сцене появятся все приемы балета-феерии. Это красочная обстановка, перемены костюмов, фокусы, люки, увеличение размера предметов (выросшая елка, мебель), пушки и мушкеты, волшебное превращение Короля Мышей, путешествие на ореховой скорлупе. Зрителей ждет феерически красивый спектакль.

Эскиз декораций II действия балета «Щелкунчик», Дворец сластей (Конфитюренбург). 1892 год

Два буклета

Для взрослых в театре подготовили буклет об истории создания балета «Щелкунчик» с информацией о Петре Чайковском, большим количеством уникальных иллюстраций.

В детский буклет войдут рисунки художника Максима Митрофанова. В ярких картинках отражены все герои и события сказки Гофмана. Маленькие зрители смогут изучить инструменты симфонического оркестра, вырезать елочную игрушку и поздравительную открытку. К буклету будут прилагаться цветные карандаши, которые позволят путешествовать по квесту и раскрасить одну из сцен балета.

Фотографии: Самарский академический театр оперы и балета

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации