04.12.2024
В своей книге «Записки советского посла» Алексей Елизаветин писал: «Родился я 1915 году в крестьянской семье. С детства помогал родителям в их нелегком крестьянском труде. В 14 лет первым в деревне вступил в комсомол. В августе 1929 года наша семья перебралась в Москву, где я начал свою трудовую деятельность учеником слесаря. В 1930 году я и старший брат Николай поступили в фабрично-заводского училище».
В 1932 году, после окончания ФЗУ, Алексей начал работать слесарем на авиационном заводе №32. Параллельно продолжал учиться в вечерней школе, а в 1934-м поступил на курсы инженерно-экономического института. Однако из-за болезни отца будущему дипломату долго проучиться в вузе не довелось, пришлось перейти на другой авиационный завод и поступить в техникум. На новом месте Елизаветин сначала стал мастером, а затем начальником планово-распределительного бюро цеха. В 1939 году его приняли в члены ВКП(б) и избрали секретарем партбюро цеха.
Когда началась Великая Отечественная война, Алексей Елизаветин продолжил работать на авиационном предприятии. Ему как ценному специалисту предоставили бронь. В начале октября 1941 года заводчанам объявили о срочной эвакуации в Куйбышев.
«Стали снимать оборудование и подтягивать его к железнодорожной линии, проходившей за забором завода, 13 октября поздно вечером мы всей семьей (к тому времени я был женат) начали свой нелегкий путь на Среднюю Волгу. 31 октября мы прибыли в Куйбышев на станцию Красная Глинка. Еще в мирное время в этом месте на берегу Волги было начато строительство гидроузла. В недостроенных зданиях ГЭС уже разместились ранее эвакуированные заводы из Киева и Смоленска. На этой же площадке было выделено место и для нашего завода», — повествовал в своей книге будущий посол.
Вскоре Елизаветин стал заместителем секретаря заводского комитета ВКП(б). А когда в 1942 году в Куйбышеве был организован новый Красноглинский район, Алексея избрали в состав райкома. Как раз в это время было принято решение о мобилизации заместителей секретарей парткомов заводов на политическую работу в Красную Армию.
«Собрались родня и друзья, проводили меня в армию. Я отправился на сборный пункт. Но на другой день первый секретарь Красноглинского райкома Токарев дал указание вернуть меня обратно на завод, сказав, что решение о мобилизации отменено», — вспоминал Елизаветин.
В июле 1943-го его назначили заместителем директора завода по социально-бытовым вопросам, а через год он окончательно перешел на партийную работу.
Незадолго до победы над фашистской Германией Алексея Елизаветина избрали секретарем городского комитета ВКП(б), а по окончании войны он стал председателем городской комиссии по встрече и трудоустройству демобилизованных воинов.
По словам ветеранов, каждый день приемная Елизаветина была полна посетителей. «Трудностей в этом деле было много, не всем нравились предлагаемые варианты, но в конце концов мы с этой работой справились», — отмечал впоследствии Елизаветин.
В Куйбышевской области Алексей Елизаветин стал одним из главных организаторов первых послевоенных выборов в Верховный Совет СССР. Однажды ему пришлось решать сложную задачу — выдвигать кандидатом Евдокию Комиссарову, работницу завода имени Масленникова, только что окончившую ПТУ. Она была активной общественницей, однако возрастные работники могли ее не поддержать по причине молодости.
«Я был недостаточно опытен и спросил первого секретаря обкома Василия Жаворонкова: «А как мне быть в том случае, если какая-нибудь работница фабрики встанет и скажет — хорошая, мол, женщина Дуся, но мы ее не знаем, да к тому же она еще молода, а вот, допустим, наша Матрена Ивановна имеет большой рабочий стаж, и она с честью будет защищать в Верховном Совете наши интересы, давайте ее выдвинем». Улыбнулся Василий Гаврилович и отвечает: «А вот от того, как вы, товарищ Елизаветин, сумеете организовать и провести это собрание и обеспечить на нем выдвижение кандидатуры Комиссаровой, обком будет судить о вашей способности проводить линию партии в жизнь», — писал в своих мемуарах Елизаветин.
Вечером будущий посол передал в обком протокол собрания о выдвижении Комиссаровой кандидатом в депутаты. Она оправдала доверие и впоследствии успешно работала в Совете национальностей Верховного Совета СССР.
После трехлетней учебы в высшей партийной школе и работы в Куйбышеве на посту первого секретаря Ленинского райкома ВКП(б) Елизаветин был направлен на строящуюся Волжскую ГЭС.
В мае 1951-го Алексея Елизаветина избрали первым секретарем Ставропольского горкома партии. По словам знавших его людей, он был не формальным, а реальным лидером. Сумел сделать так, что руководители «Куйбышевгидростроя» обратили внимание на городские проблемы и стали ими заниматься.
Сотрудники Тольяттинского краеведческого музея рассказали такой случай. Елизаветин как-то попросил директора «Куйбышевгидростоя», знаменитого генерала Ивана Комзина, заехать в горком партии. Иван Васильевич проигнорировал и первое, и второе, и третье приглашение. Тогда Елизаветин сказал ему совершенно спокойно: «Если и дальше будете продолжать подобное отношение к городскому комитету партии, лишитесь золотых погон и партийного билета. Я прекрасно понимаю, что через полчаса и меня снимут с работы, но я это сделаю раньше».
После этого случая Комзин стал более уважительно относиться к Елизаветину.
По плану строительства Куйбышевской ГЭС старый Ставрополь попадал в зону затопления. Решено было построить новый город на высоком берегу Волги.
В 1954 году Алексей Елизаветин присутствовал при начале строительства первого жилого дома в новом Ставрополе, будущем Тольятти. Именно он заложил первый камень.
В 1954-м ЦК КПСС направил Елизаветина на учебу в Высшую дипломатическую школу, а в августе 1958 года он приехал в Ставрополь и принял участие в мероприятиях, посвященных открытию Волжской ГЭС.
После окончания Высшей дипломатической школы, в 1956 году, Алексей Елизаветин был направлен на работу в КНР в качестве генерального консула СССР в Шэньяне. Позже он занимал такую же должность в Шанхае, был заместителем заведующего 1-го Дальневосточного отдела МИД СССР.
В непростой период советско-китайских отношений в 1969 году Елизаветин был временным поверенным СССР в КНР. Именно он сообщил в Москву о согласии премьер-министра Китая Чжоу Эньлая встретиться с председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным в пекинском аэропорту. Переговоры прошли конструктивно, удалось решить многие вопросы. В дальнейшем Елизаветин не раз участвовал в советско-китайских переговорах и встречался с лидером КНР Мао Цзэдуном. В январе 1971 года Алексей Елизаветин был отозван из КНР и вернулся на родину.
Вскоре после приезда в Москву Елизаветин получил назначение в посольство Бирмы, по совместительству представлял СССР в Южном Вьетнаме. А прибыв в 1977 году в Москву, стал председателем советской делегации в советско-монгольской комиссии по демаркации государственной границы. Это была последняя дипломатическая должность Елизаветина.
После отставки с дипломатической службы он работал в управлении кадров министерства промышленности строительных материалов СССР. Скончался в 2001 году. Его сын Владимир передал многие вещи отца в Тольяттинский краеведческий музей.
Фотография: исторические архивы
История
История
Комментарии
0 комментариев