— Во-первых, должна быть социально-психологическая готовность. То есть ребенок должен знать социальные нормы и правила, уметь выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, уметь регулировать свое поведение. Во-вторых, личностно-мотивационная готовность – умение справляться со своими «хочу», чтобы выполнить «надо», которое требует учитель. В-третьих, педагогическая – различные умения и навыки. Это счет, письмо, умение правильно держать ручку, пользоваться линейкой. В-четвертых, нейропсихологическая. Тут я говорю про созревание головного мозга, благодаря чему происходит успешная адаптация к школьной среде, к новой деятельности, — рассказывает Юлия Перелома. — Что касается последнего пункта – я бы посоветовала родителям сводить ребенка на нейродиагностику. Это позволит как раз оценить, насколько созрели высшие психические функции ребенка, насколько развиты внимание, восприятие, память, логическое мышление. Иначе могут возникнуть трудности: будет сложно удерживать внимание на уроке, что приведет к суете и раздражению.
— У ребенка должен быть развит эмоциональный интеллект. Важно уметь различать свои эмоции, переживать и выражать их, управлять ими, слушать, выражать свою точку зрения, договариваться, конфликтовать и решать конфликты. Уметь отстаивать свои личные границы и с уважением относиться к чужим, — уверена Юлия Перелома. – Конечно же, ребенок должен быть самостоятельным. Уметь совершать гигиенические процедуры, ориентироваться в пространстве, знать основы безопасности.
Есть важные моменты, которые ребенку нужно обязательно рассказать перед школой.
· Знания намного важнее, чем оценки. Не нужно сравнивать себя с другими, гнаться за оценками, главное — разобраться в теме урока.
· Если сложно или что-то непонятно, попроси помощи у учителя или родителей. Знания пригодятся тебе в будущем, учись думать.
· Если чувствуешь себя плохо, нужно обязательно сказать об этом. Не нужно пренебрегать здоровьем ради уроков.
· Волноваться – это нормально. Особенно перед важными контрольными. Но переживать слишком сильно не нужно, школа – это лишь этап жизни, а не вся жизнь.
· Относись к учителю и его труду с уважением. Он такой же человек. Соблюдай дисциплину.
· Не участвуй в травле (когда человек обижает кого-то слабее себя постоянно и специально). Если увидел такие случаи, расскажи учителю или родителям.
· Если ты не нарушаешь правила, тебя не должны наказывать или запугивать. Ты можешь отпроситься в туалет во время урока, не есть, если не хочешь.
· Если ты нарушил правила, то учитель может наказать тебя (например, забрать телефон на время урока и отдать на перемене). Но тебя никто не имеет права бить или унижать. Если такое случилось, расскажи родителям.
· Учись общаться и решать конфликты, в том числе с обидчиками. Если не получилось — попроси помощи у учителя или у родителей. Ведь вместе с одноклассниками вы будете учиться много лет.
· Знания можно получать не только в школе, можно спросить учителя или родителей, если тебя что-то особенно заинтересовало.
— Дайте понять ребенку, что вы всегда будете на его стороне и окажете помощь: с уроками, с взаимоотношениями с другими людьми. Научите его вежливости, умению слушать и выражать свои мысли, уважению, взаимопомощи, отстаиванию личных границ, — говорит Юлия Перелома.
Перед поступлением в школу важно научить ребенка придерживаться определенного режима дня.
— Лучше всего заранее войти в тот ритм, в котором будет жить первоклассник в ближайшие годы. Вставать в то время, когда нужно будет просыпаться в школу. Установить учебное расписание, включающее время для занятий, отдыха и сна, — советует Юлия Перелома. — Также необходимо научить ребенка собирать рюкзак: например, потренироваться сложить майку, шорты и носки. Дайте ребенку возможность самому выбирать одежду (в рамках школьного дресс-кода). Умение самостоятельно одеваться, располагать учебными принадлежностями, осуществлять несложные бытовые дела — все это очень важно.
Иногда, когда проходит эйфория, ребенок начинает капризничать, не хочет ходить в школу и делать домашнее задание. Почему так происходит?
— Важно, чтобы было интересно учиться, чтобы была внутренняя мотивация. Поэтому нужно заранее определиться с подходящей вам школой, с интересным и сильным педагогом, — считает Юлия Перелома. – И, конечно, важна готовность ребенка, про которую мы говорили ранее. Умение выполнять то, что не очень хочется, но нужно. Развитая усидчивость, внимание, умение довести дело до конца – качества, которые формируют родители и педагоги в дошкольном возрасте. Их можно развивать с помощью творчества, совместной деятельности. Удовольствие от достижения своей цели и будет формировать внутреннюю мотивацию: «я способен это сделать», «я успешен». Ребенок сможет опираться на это в школе, когда у него будут возникать какие-то трудности.
— Это как накопительный счет в банке: запас «средств», который ребенок будет расходовать, когда столкнется с неудачами. Завышенная самооценка позволит ему с легкостью встречать провалы и переживать это не как личное поражение, а просто случай, с которым можно справиться, — объясняет Юлия Перелома.
— Родителям не нужно критиковать, ругать и наказывать, особенно за оценки. Не нужно забивать все свободное время от школы кружками и секциями. Ведь детство — самый беззаботный период в жизни. Не стоит давать ребенку непосильных задач, из-за которых он будет чувствовать себя неуверенно, и его самооценка будет заниженной.
Подготовка ребенка к первому классу — это важный этап, требующий внимания и поддержки со стороны родителей. Следуя вышеперечисленным советам, вы поможете своему ребенку успешно адаптироваться к новым условиям учебы и общения. Пусть его увлекательный путь в мире знаний начнется с радости и уверенности!
Фотографии: архив «СГ»
Комментарии
0 комментариев