«Бурлаки на Волге»: как Илья Репин создавал знаменитую картину в Самарской области

18.08.2024

Loading

Автор:

«Бурлаки на Волге»: как Илья Репин создавал знаменитую картину в Самарской области

Илья Ефимович Репин — выдающийся художник, который оставил после себя сотни картин и портретов. Судьба одной из работ неразрывно связана с Самарской областью, которую Репин посетил в 1870 году. В этом материале познакомим вас с историей «Бурлаков на Волге» и с фактами из биографии их создателя.

Илья Репин родился 5 августа 1844 года (в 2024 году отмечается 180 лет со дня рождения художника) в городе Чугуев в семье военного крестьянина. Отец Ефим Васильевич служил в кавалерии Чугуевского уланского полка, закупал лошадей в донских степях и на Кавказе. Когда полк стоял недалеко от родного города, военный помогал семье. Но чаще всего он надолго отлучался из дома, поэтому жене Татьяне и сыновьям Илье и Василию приходилось выживать самостоятельно.

В книге воспоминаний Илья Репин писал о грустной поре своего детства так: «Без батеньки мы осиротели. Его «угнали» далеко: у нас было и бедно, и скучно, и мне часто хотелось есть. Очень вкусен был черный хлеб с крупной серой солью, но и его давали понемногу. Мы все беднели.

О батеньке ни слуху ни духу; солдатом мы его только один раз видели в серой солдатской шинели; он был жалкий, отчужденный от всех. Маменька теперь все плачет и работает разное шитье».

Склонность к рисованию Репин проявил очень рано. Когда ему еще не было семи, он впервые увидел, как двоюродный брат Трофим раскрашивал акварелью арбуз. Маленькому мальчику это показалось настоящим чудом. Перед отъездом Тронька отдал краски Илье, с того момента мать не могла оторвать ребенка от них. Юный Репин даже серьезно заболел от своего усердия в рисовании, но несмотря на мрачные прогнозы местных старушек, выздоровел и продолжил развивать свои навыки.

Первые деньги для семьи Илья заработал на росписи пасхальных яиц. Видя успехи сына, мать отдала его в Корпус топографов. К сожалению юного художника, эту школу через два года закрыли, тогда он пошел обучаться к иконописцу Ивану Бунакову. Репин быстро освоил сложную технику написания икон и стал известным мастером в своем городе, его приглашали в отдаленные районы расписывать убранство храмов. Но молодой человек мечтал о большем — он жаждал учиться настоящему искусству в Академии художеств в Петербурге. В 19 лет Илья попрощался с матерью и братом, взял сто рублей, накопленные за иконопись, и отправился покорять столицу.

Первая попытка поступить в Академию окончилась провалом. Конференц-секретарь Федор Львов заявил юному Репину, что его рисунки недостаточно хороши, поэтому на учебу его не примут. Илья отчаялся, он ни за что не хотел возвращаться в Чугуев, а денег на жизнь в столице оставалось очень мало. Тогда архитектор Петров, у которого Репин снимал комнату, посоветовал ему поступить в рисовальную школу на Бирже — для вольноприходящих. В итоге днем юноша искал подработку и перебивался одним хлебом, а вечерами учился писать этюды. Талант не остался незамеченным — Илья оказался первым по успеваемости. Тогда он отправился в Академию вновь и успешно сдал экзамен. Но Репина приняли только как вольнослушателя. Это означало, что ему нужно было заплатить 25 рублей за право обучения. Таких денег у юноши не было, поэтому он отправился к генералу Федору Прянишникову, который увлекался живописью и иногда помогал начинающим художникам. Благодетелю пришлись по душе работы Репина, он внес нужную сумму в Академию. Радости Ильи не было предела.

Репин с детства страстно желал учиться, но в Чугуеве не было для этого возможностей. Все знания, которые он получал урывками из книг, казались ему ничтожными, поэтому в Академии будущий мастер посещал абсолютно все лекции и практические занятия. Позже в своих воспоминаниях Илья Ефимович охарактеризовал эту пору так: «Это был медовый год моего счастья. За долгие годы мечтаний, стремлений, отчаяния я, наконец, попал в желанную среду и мог учиться обожаемым предметам».

В демократичной Академии художеств сын крестьянина мог учиться рядом с отпрыском генерала. Все там были наравне, поэтому мало кто догадывался, что Репину приходилось по-настоящему выживать за стенами учебного заведения. Только близкие товарищи были в курсе нужды Ильи, поэтому доставали ему заказы на портреты. До рассвета Репин мог красить железные крыши, а вечерами обновлял кареты богачей. Он брался за любую работу, трудился без устали, поэтому успех в учебе ощущался для него особенно остро. Спустя восемь месяцев с поступления Илья стал полноценным учеником Академии и теперь за образование не нужно было платить. Это было только начало восхождения на олимп искусства.

8 мая 1865 года совет Академии присвоил Илье Репину серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян». Награда давала обладателю звание свободного художника. Получив его, Илья Ефимович смог выйти из податного состояния военного поселения и встать вровень со своими сверстниками из обеспеченных семей.

За время учебы Репин завел много хороших товарищей. Особенно он был дружен с Марком Антокольским, который впоследствии стал знаменитым скульптором. Второй дом Илья обрел в семье Василия Поленова, будущего даровитого художника. Рука об руку они прошли не только восемь лет Академии, но и школу жизни. 1860-е годы оставили глубокий след в сознании молодежи той эпохи, ведь именно тогда начались первые покушения на царскую власть и массовые казни революционеров. Молодым художникам, в том числе Репину, который видел нищету народа и несправедливость жизни, хотелось выплескивать на холст именно эти впечатления. Но Академия ставила свои застарелые рамки — ученики должны были писать итоговые работы на сюжеты евангелия и древних мифов. Так, превозмогая себя Илье Репину удалось создать картину «Иов и его друзья» и получить за нее малую золотую медаль.

Отличительной чертой Ильи Ефимовича на протяжении всей жизни была общительность. Он с легкостью находил общий язык с самыми разными людьми, вел переписку с многими известными деятелями искусства. Во времена Академии Репин завел два важных знакомства, которые переросли в дружбу всей жизни. Критик Владимир Стасов, который всегда ратовал за новое искусство, стал главным почитателем и строгим оценщиком трудов Репина, а живописца Ивана Крамского сам Илья Ефимович считал своим главным наставником. Именно Крамской дал отпор устоям Академии и создал свою артель, где мастера могли свободно творить правдивые, жизненные сюжеты, которые трогают их душу. Регулярное посещение этого сообщества сформировало эстетические взгляды Репина на всю дальнейшую жизнь. Впоследствии Крамской основал Товарищество передвижных выставок, в котором долгое время состоял и его верный ученик.

Первый признанный шедевр

В один из ярких летних дней 1868 года Илья Репин впервые в жизни увидел бурлаков на Неве, которые тянули на лямках плоты. Эти люди не на шутку поразили молодого художника, особенно на фоне проходящих по набережной барышень в красивых платьях. В сознании Репина не укладывалось, как может существовать такое страшное истязание человека рядом с беззаботностью других людей. Под этим глубоким впечатлением 24-летний Илья Ефимович решил написать свою первую серьезную картину не в рамках учебной программы.

Изначально Репин планировал изобразить бурлаков так, как он их впервые увидел. Но один молодой и не по годам проницательный художник по имени Федор Васильев посоветовал старшему коллеге взяться за эту тему более обстоятельно, отбросив изначальный контраст городской жизни. Именно он уговорил Илью отправиться на Волгу, чтобы познакомиться с настоящими бурлаками. Советчик достал 200 рублей на поездку, и в мае 1870 года Илья Ефимович вместе с младшим братом Василием, Федором Васильевым и академическим другом Евгением Макаровым отправился в путешествие по Волге. На пароходе они добрались до Саратова, а 17 июня высадились в Ставрополе-Волжском вблизи современного Тольятти. Оттуда творческая группа переехала в село Ширяево Самарской губернии, где у Жигулевских гор провела остаток лета.

Репин начал проникаться привольной жизнью и повадками бурлаков, он проводил с ними вечера у костров, вел бесконечные беседы. Илья Ефимович целыми днями писал этюды с окружающей обстановки и с людей, из которых впоследствии строго отбирал персонажей для картины. Неизвестные гости со странными занятиями быстро привлекли внимание местных жителей Ширяево. Никогда не видевшие художников, они опасались, что в село приехали мошенники. Только когда писарь смог прочитать на удостоверении Репина знак Императорской академии, творцов оставили в покое.

Один из волжских бурлаков особенно привлекал Репина во время его экспедиции. Это был расстриженный поп Канин. Он долго отказывался позировать Илье Ефимовичу, но в один день сдался перед буквально преследовавшим его художником. Об этом Репин писал так в своих воспоминаниях:

«И вот я добрался до вершины сей моей бурлацкой эпопеи: я писал наконец этюд с Канина! Это было большим моим праздником. Передо мной мой возлюбленный предмет — Канин. Прицепив лямку к барке и влезши в нее грудью, он повис, опустив руки… я свободно отводил душу, созерцая и копируя свой совершеннейший тип желанного бурлака…»

Как отмечал сам художник, в Канине не было злобы на свою судьбу, он оказался выше той среды, в которой жил. Именно поэтому Репин разместил его в качестве предводителя всей ватаги бурлаков. За таким человеком могли смело идти все остальные.

Еще одним важным персонажем картины стал юноша по имени Ларька. Он выступает ярким пятном на картине, одетый в розовую порванную рубаху, и располагается в центре полотна, символизируя молодую непокорность, надежду на освобождение от бурлацкой лямки.

Замыкает процессию третий ключевой персонаж — бородатый мужик в арестантской шапке. Он жаловался Репину на хозяина барки, который относился к бурлакам не как к людям, а как к скоту. Эти разговоры художник хорошо запомнил, поэтому на его картине арестант изображен с суровым взглядом, обращенным в сторону баржи, на которой развевался царский флаг.

Прошло вдохновенное лето, Репин вернулся назад в Петербург. Великий князь Владимир, который занимал пост президента Академии художеств, пожелал увидеть новые эскизы молодого живописца. По словам Владимира Стасова, «небольшие холсты, привезенные без подрамков и лежащие на полу», имели большой успех. Владимир Александрович заказал Репину большую картину, и осенью 1870 года художник приступил к ее написанию.

Потекли дни самозабвенной работы Ильи Ефимовича. Он был настолько увлечен своими бурлаками, что даже забросил занятия в Академии. В начале 1871 года картину впервые увидел свет на выставке Общества поощрения художников. Она вызвала настоящий переполох противоречивых эмоций. Стасов провозгласил, что за автором будущее национального искусства. А ценители академической живописи увидели в полотне дурной вкус, неприемлемую для настоящего произведения жанровую тему. Сам же Репин после первого показа заметил в своем творении много недостатков и забрал его на доработку.

В то же время близился выпускной экзамен из Академии. Ученикам дали очередную религиозную тему для работы — «Воскрешение дочери Иаира». Этот сюжет долгое время не находил отклика в душе Ильи Ефимовича, он днями без толку простаивал у холста в поисках вдохновения. Однажды художник нашел его в подлинном реализме. Он проникся воспоминаниями о ранней смерти своей сестры Усти и представил, что бы испытывала его семья, если бы ее исцелили. Эти чувства и отразились в итоговой картине. 

2 ноября 1871 года за выполненный шедевр Репину присудили первую золотую медаль, которая давала право на звание художника первой степени и шестилетнее бесплатное путешествие по Европе. Так окончилось обучение Ильи Ефимовича в Императорской академии. Но он не спешил отправляться за границу, нужно было завершить «Бурлаков на Волге». Параллельно художнику поступил первый крупный заказ — владелец московской гостиницы «Славянский базар» пожелал иметь в своем ресторане картину с изображением славянских композиторов разных времен и стран. Александр Пороховщиков пообещал за эту картину 1500 рублей. Репин после многолетней нужды счел эту сумму огромной и принялся за работу.

Одновременно вместе с сотворением двух значимых полотен происходили перемены в личной жизни Ильи Ефимовича. 11 февраля 1872 года он обвенчался с Верой Шевцовой, сестрой своего товарища по рисовальной школе. Репин влюбился в свою будущую супругу, еще когда она была маленькой девочкой. Он часто приходил в гости к ее семье, где отец-архитектор собирал молодежь. Юной Вере было лестно внимание талантливого художника, она сама любила живопись, поэтому, не успев окончить институт, стала его женой.

Вместо свадебного путешествия супруги отправились сначала в Москву на публичное открытие картины «Славянские композиторы», а затем Репина снова потянуло на Волгу искать недостающие мотивы для бурлаков. Вместе с женой Илья Ефимович приехал в Самару. Через двадцать три года он вспоминал об этой поездке в письме к Петру Алабину:

«Вторая поездка моя на Волгу в 1872 году для окончания картины ограничилась одной Самарой. С молодой женой я поместился на набережной, в небольшом домике, окнами на Волгу, и в продолжение недели рисовал и писал этюды с бурлаков на барках, подолгу оставаясь в их обществе».

Вернувшись в столицу, Репин продолжает кропотливо вносить изменения в свой волжский шедевр. Тем временем, поздней осенью 1872 года на свет появляется первая дочь художника, которую назвали в честь матери. Друг семьи Владимир Стасов стал ее крестным отцом.

Наконец, спустя пять лет упорного труда, 29-летний Репин заканчивает работу над «Бурлаками». Это была совершенно другая картина по сравнению с первым вариантом. Она передавала не обреченность народа, а его несокрушимую силу. Изначально бурлак Илья-моряк в начале процессии был изображен с опущенной головой и создавал ощущение уныния. Теперь же на зрителя смотрит в упор сильный человек, который готов противостоять всем, кто обрек его на рабство. Репин сам по-новому взглянул на бурлаков во время поездки в Ширяево, проникся их стойкостью и надеждою на светлое будущее, что и выразил на полотне.

Картину смогли по достоинству оценить даже иностранцы на Всемирной выставке в Вене. Немецкий критик Пехт назвал репинское произведение «самой солнечной картиной целой всемирной выставки». Француз Ватон поражался проникновенности изображения простонародных типов. 

Тем временем среди русской публики находились и те, кому не нравилось полотно. Ректор Академии художеств назвал труд Репина «величайшей профанацией искусства», ведь он ценил в картинах только все традиционно красивое и не допускал изображения грубой правды жизни. Министр транспорта и вовсе упрекнул художника в антипатриотизме. Но все негодования не помешали Репину получить золотую медаль «За экспрессию» имени французской художницы Виже Лебрен в 1873 году. 

После выставки картину купил князь Владимир за 3000 рублей и повесил у себя во дворце в бильярдной. 44 года творение Репина было скрыто от всеобщего обозрения, люди знали бурлаков только по репродукциям. После революции полотно выставили в зале Русского музея.

Творческий кризис и революционные картины

В мае 1873 года Репин с женой и дочкой наконец отправился за границу. Сначала они посетили Вену, Венецию, Рим, Флоренцию и Неаполь. Илья Ефимович разочаровался в Италии и в работах великого Рафаэля, о чем рассказал Владимиру Стасову в письме. Спустя два года критик обнародовал эти высказывания художника, поддерживая их, за что на друзей обрушилась самая настоящая травля в печати. Положение Репина усугублялось и тем, что его настиг творческий кризис. Он не мог найти нужного вдохновения в Европе, а все злые языки с нетерпением ждали, какие этюды привезет на родину художник.

После Италии семья Репина на три года поселилась в Париже. Художник хотел совершенствоваться в своем мастерстве, но в душе мечтал поскорее вернуться на родину. Привыкание к французской жизни шло медленно. Со временем Илья Ефимович проникся местными импрессионистами, писал много пейзажных этюдов. В итоге в Париже мастер создал две картины — «Парижское кафе» и «Садко», которые не нашли широкого отклика у публики. Репин и сам осознавал их искусственность. Тем не менее за «Садко» в 1876 году Илья Ефимович получил звание академика.

Еще одной неудачной работой в парижский период считается портрет писателя Ивана Тургенева. Его заказал художнику знаменитый собиратель искусства Павел Третьяков, с которым Репин подружился еще во время написания бурлаков. Илье Ефимовичу пришлось переделать удачный набросок из-за претензий приятельницы писателя — певицы Полины Виардо, которая заявила, что Тургенев не похож на себя. Это убило вдохновение художника, и портрет вышел скучным. Третьяков остался недоволен. Следующая попытка написать Тургенева в 1879 году тоже не увенчалась успехом. Тогда Стасов отметил: «Репина постигла в этом случае общая участь: кто ни писал портрет Тургенева, все потерпели неудачу, ни одному живописцу нашему не удалось передать лицо и фигуру знаменитого русского писателя».

Приятным пятном в парижской рутине оказалась работа с учеником Валентином Серовым. Репин знал юношу с шести лет, так как дружил с его отцом — композитором Александром Серовым. После его смерти в 1871 году мать нашла Репина в Париже и попросила взять сына под свое крыло. С тех пор Валентин стал фактически членом семьи Ильи Ефимовича, жил в его доме вплоть до поступления в Академию. Репин же полюбил мальчика как сына и всегда восхищался его одаренностью.

Вернувшись в Россию в 1876 году, Илья Ефимович отправился с семьей в родной Чугуев. Там он стал вновь напитываться местным народным колоритом, рука его готовилась к будущим шедеврам. За год художник написал несколько претензионных картин: «Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом» и «Протодиакон». Они обличали русскую действительность.

Затем в 1877 году Репин поселился в Москве, где вступил в Товарищество передвижников. Этот период жизни ознаменовался тесной дружбой между четырьмя мастерами — Репиным, Поленовым, Суриковым и Васнецовым. Они часто виделись и работали практически бок о бок. За пять лет в Москве Илье Ефимовичу удалось написать значимые исторические полотна — «Царевна Софья» и «Крестный ход в Курской губернии». Также Репин создал немало выдающихся портретов — композитора Модеста Мусоргского, хирурга Николая Пирогова, поэта Афанасия Фета и многих других знаменитых знакомых, с которым активно общался.

В 1882 году 38-летний Репин возвращается в Петербург с множеством новых этюдов для будущих работ. В столице начинается очередной расцвет деятельности художника. Здесь он пишет историческую картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которую за особую реалистичность запретил к показу Александр III. С 1883 по 1888 Илья Ефимович работает над полотном «Не ждали», изображающим возвращение домой революционера. Появляется еще несколько обличающих и злободневных произведений — «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «В одиночном заключении». Все они показывают людей, продолжающих бороться за справедливость.

Параллельно на протяжении 12 лет Репин работает над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Тогда же мастер успевает создать и два полотна по царскому заказу — «Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» и «Юбилейное заседание Государственного совета». Весь плодотворный период 80-х годов окончился персональной выставкой Ильи Репина в 1891-м в честь 20-летнего труда художника.

Личные драмы и последние годы жизни

После громкого успеха наступает двойственная пора в жизни Репина. Художник становится еще более почитаемым и известным, поэтому его часто приглашают 

в княжеские салоны. Там Илье Ефимовичу нужно превращаться из ярого демократа в либерала. Этот период стал распутьем в творческой жизни Репина. Осложнялось все еще и личными драмами.

Репин был человеком, который увлекался всем — искусством, музыкой, книгами, людьми. Он радушно принимал гостей дома, в то время как молодая жена была далека от света и занималась только воспитанием детей. Их в семье было уже четверо — Вера, Надежда, Юрий и Татьяна. Женщине приходилось тяжело, ведь ей нужно было терпеть не только вспыльчивый характер гениального мужа, но и дам, которые непрестанно вились вокруг него. Илья Ефимович не был примерным супругом, он мог излишне увлекаться объектами своего творчества, чем доставлял немало страданий семье. Все это вылилось в то, что в 1887 году супруги развелись. Старшие дети остались жить с отцом, а младшие с матерью. Репина мучило строгое отношение собственных детей к нему и пренебрежение его творчеством. Несколько раз он пытался наладить семейную жизнь, но эти попытки остались безуспешными. 

Еще одна драма касалась практически сумасшедшей влюбленности Ильи Ефимовича в свою ученицу Елизавету Званцеву. Они познакомились весной 1888 года, когда девушка по рекомендации Василия Матэ пришла в мастерскую к Репину. Сохранившиеся письма художника свидетельствуют о силе его чувств: «Как я вас люблю! Боже мой, боже, я никогда не воображал, что чувство мое к вам вырастет до такой страсти. Я начинаю бояться за себя… Право, еще никогда в моей жизни, никогда никого я не любил так непозволительно, с таким самозабвением. Даже искусство отошло куда-то, и вы, вы — всякую секунду у меня на уме и в сердце…».

Званцева не смогла ответить взаимностью художнику и сменила педагога. Но встречи Елизаветы Николаевны с Ильей Ефимовичем продолжались, пока в 1891 году она не покинула Петербург. Портрет возлюбленной Репин держал в своем доме до последних дней жизни.

Со временем менялись и художественные взгляды Репина. Под влиянием своего обожаемого друга Льва Толстого Илья Ефимович начал писать много религиозных сюжетов. С 1894 по 1907 год Репин занимал пост руководителя живописной мастерской в Академии художеств. В разные годы под его началом занимались Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева и другие. В этот период он познакомился с писательницей Натальей Нордман. Весной 1900 года Илья Ефимович приехал с ней на парижскую выставку, а в конце того же года пара поженилась и поселились в имении Пенаты в дачном поселке Куоккала под Петербургом.

Наталья Нордман искренне заботилась о своем муже, хоть и имела свои причуды. В доме не держали прислугу, питались вегетарианскими блюдами, а сама хозяйка выступала против мехов, поэтому зимой ходила не в шубе, а в тонком пальто. В итоге вторая жена Репина заболела туберкулезом и скончалась в 1914 году.

Остаток жизни Илья Репин провел в своем имении в Куоккале. После революции он оказался отрезан от России, так как поселок вошел в финскую территорию. Друзья уговаривали художника вернуться на Родину, но этого не случилось. С возрастом у Ильи Ефимовича начались проблемы с руками от многолетнего труда, но он продолжал писать до конца своих дней. Также мастер оставил после себя мемуары «Далекое близкое».

Илья Репин скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет. Его похоронили в парке усадьбы Пенаты. В одном из последних писем друзьям художник успел попрощаться со всеми:

«Прощайте, прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь, распростертый в прахе, благодарю, благодарю, совершенно растроганный добрым миром, так щедро всегда меня прославлявшим».

Фотографии: исторические архивы, архив «СГ»

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации