04.07.2024
Всероссийский батюшка немало ездил по империи, посещал разные города. Потому что многие православные хотели получить его благословение, а в Кронштадт имел возможность отправиться далеко не каждый.
В отце Иоанне люди видели живой образ Христов, он был необычайно харизматичным человеком.
— Из него исходила благодать, как из Серафима Саровского, из Сергия Радонежского. У отца Иоанна также был дивный дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и далеко за ее пределами. Есть миф, будто к отцу Иоанну со всей страны стекались одни лишь неграмотные крестьяне. Это, конечно, не так. Современники отца Иоанна в своих письмах и воспоминаниях свидетельствуют, что к нему шли совершенно разные люди, всех сословий. И крестьяне, и рабочие, и купцы, и учителя, и инженеры, и чиновники. Не говоря уже о том, что многие образованные люди принимали отца Иоанна у себя дома, — отмечают историки.
У него была очень простая биография.
— Сын причетника из Архангельской губернии. Это беднота страшная, еще и отец рано умер, — рассказывают в Самарской духовной семинарии. — Потом Архангельское приходское училище и семинария. Он пишет, что был одним из последних, потом путем грандиозной внутренней работы стал первым. На казенный счет был зачислен в Петербургскую духовную академию, окончил ее в начале 50-х годов XIX века. Известность приобрел в 1883 году, когда в газете «Новое время» 16 человек заявили, что исцелились молитвами отца Иоанна. После этого славу имел необычайную. Ему было трудно выйти из дома, потому что с раннего утра его ожидала толпа. В Андреевский собор в Кронштадте было чрезвычайно сложно попасть, когда он там служил, а служил он почти каждый день. Его встречи в городах собирали народу, наверное, не меньше, если не больше, чем визиты императора.
Волжскую поездку организовала рыбинская купчиха Липовская. Сначала она обратилась к батюшке с просьбой исцелить ее больного сына. После молитв подвижника ребенок выздоровел, и в благодарность она наняла пароход «Отважный» и предложила Иоанну Кронштадтскому использовать его для поездки вниз по Волге в качестве кратковременного отдыха. Но батюшка решил, что в некоторых городах все же будет останавливаться и служить литургию.
В Казани, Симбирске, Самаре, Ставрополе его встречали восторженные почитатели. Многие при приближении парохода становились на колени.
В Ставрополе-на- Волге батюшку встречало все именитое дворянство и купечество. Пароходная пристань в этот день отличалась особым убранством. Так это описывается в книге «Источник живой воды. Жизнеописание святого праведного отца Иоанна Кронштадтского»: «Как барьеры, так и карнизы пристани были покрыты красною материю, и сверх того колонки были перевиты зелеными ветками, а карнизы украшены еще и букетами из полевых трав и цветов. Из красной же материи по зеленым веткам сделана была дорожка от пристани на песчаный берег к тому месту, где предполагалось совершить молебствие. На пристани и на берегу стояло множество народа, а поодаль со всех сторон — экипажи разного рода прибывших за 6 верст из Ставрополя для встречи. Лишь только пароход остановился и поданы были сходни, на палубу к о. Иоанну явились городские власти и два местных священника. По приглашению последних батюшка сошел на берег и вместе с ними совершил под открытым небом на приготовленном месте водосвятное молебствие».
Жители Ставрополя безо всяких сомнений делали пожертвования. Потому что знали: деньги не пропадут.
— Через руки отца Иоанна проходили невероятные суммы, иногда 300 тысяч рублей в год. Люди, желая сделать доброе дело, пересылали или лично вручали ему деньги, — поясняют тольяттинские историки.
По словам краеведов, во время приезда в Ставрополь всероссийский батюшка предсказал судьбу города. Кто-то из дворян спросил отца Иоанна, что ему здесь понравилось, а что нужно исправить, чтобы улучшить жизнь людей. Иоанн Кронштадтский задумался и после этого изрек:
— Городок ваш хороший, но он будет затоплен водой.
До революции это пророчество в Ставрополе знал каждый горожанин, но сбылось оно уже в советское время, когда начали строить Волжскую ГЭС.
Затем батюшка прибыл в губернскую столицу, где провел целые сутки. Это был не первый приезд пастыря в Самару, ранее он даже принимал участие в закладке одного из местных храмов.
Самарцы почитали отца Иоанна и не раз материально поддерживали его благотворительные начинания. Старец был в дружеских отношениях с купеческой семьей Шихобаловых.
Встречал отца Иоанна вице-губернатор Алексей Рогович. В течение вечера прошло несколько бесед со здешним духовенством во главе с епископом Самарским и Ставропольским Гурием. На них присутствовали и представители городских элит. Современники отмечают, что люди, выехавшие из Самары на лето в сады, ради этого вернулись в город. В ходе разговоров были затронуты тема борьбы с сектантством и миссионерская деятельность, которой много занимались в Самарской епархии.
По словам историков, епископ Гурий вводил должности епархиального и окружных миссионеров, активно внедрял богослужения на инородческих языках. По его настоянию семинаристы стали изучать мордовские и чувашские языки для проповеди в сельской местности. Пока шли встречи, многие самарцы и жители ближайших деревень стояли у архиерейского дома, надеясь получить благословение.
Затем Иоанн Кронштадтский отслужил молебен в одном из самарских храмов.
На другой день в семь часов утра в Казанском соборе старец совершил литургию. Местные газеты писали: «Соборный храм не мог вместить и одной двадцатой доли всех желавших слушать и видеть богослужение дивного пастыря. В двенадцать часов на площадь, с восточной стороны вновь строящегося кафедрального собора, были внесены хоругви и святые иконы, собралось все городское и прибывшее из разных, самых отдаленных мест епархии духовенство в лучших облачениях. Здесь, на обширном помосте, нарочно сооруженном для этой цели перед храмом, отцом Иоанном было совершено водосвятное молебствие».
Отец Иоанн был замечательным проповедником. Причем говорил он весьма просто и чаще всего без особой подготовки.
— Он не искал красивых слов и оригинальных выражений, но проповеди его отличались необыкновенной силой и глубиной мысли, а вместе с тем исключительной богословской ученостью, доступной для понимания даже простыми людьми. В каждом слове его чувствовалась какая-то особая сила, как отражение силы его собственного духа,- отмечают в Самарской митрополии. — Отец Иоанн любил Самарскую губернию. К ней у него лежало сердце.
Через восемь лет старец снова посетил Самару.
— В январе 1902-го он остановился в доме купца Константинова и лечил его жену. Отец Иоанн также встретился с воспитанниками Самарской духовной семинарии и прочел им проповедь. Это для семинаристов было значимым событием, ведь за духовным советом протоиерея Андреевского собора люди приезжали в Кронштадт со всей России. Затем пастырь побывал в епархиальном женском училище и Мариинском приюте для детей воинов, — рассказывает главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки Александр Завальный.
В каждый из приездов отец Иоанн совершал в Иверском монастыре водосвятные молебны и наставлял сестер.
Фотографии: исторические архивы
История
История
Комментарии
0 комментариев