Михаил Перепелкин: «Угадать среди сотни авторов, кто в дальнейшем станет классиком, — тоже талант»

02.07.2024

942

Автор:

Михаил Перепелкин: «Угадать среди сотни авторов, кто в дальнейшем станет классиком, - тоже талант»

В этом году исполняется 140 лет «Самарской газете», первый номер которой увидел свет в 1884 году. Дореволюционное издание служило центром притяжения литераторов. Здесь кроме Максима Горького печатались еще десятки авторов, включая Владимира Короленко, Евгения Чирикова, Александру Толстую. Большая выставка об истории газеты открылась в Самарском литературно-мемориальном музее имени Горького. Его директор, доктор филологических наук, краевед Михаил Перепелкин рассказывает о том, как появилось и развивалось издание.

Чешихин-Ветринский не был ярким оригинальным автором, хотя написал очень много. Но он был талантливым редактором и просветителем. Например, редактировал общедоступное издание сочинений Пушкина 1899 года к столетию Александра Сергеевича. Он сделал «Самарскую газету» литературно-просветительским изданием.

Вопреки отцовской воле

Василий Евграфович Чешихин-Ветринский родился в декабре 1866 года в Риге. Его отец основал и редактировал газету «Рижский вестник». А мать была дочерью профессора духовной академии в Санкт-Петербурге Иродиона Ветринского. Старший брат Всеволод получил известность как переводчик Гете и Мюссе, драматург, критик. Кстати, Евграф Васильевич категорически был против, чтобы его сын занимался журналистикой. И приложил массу усилий, чтобы этому помешать. Но его старания не увенчались успехом.

В 1884 году, после учебы в Рижской Александровской гимназии, Василий поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. И окончил его со званием кандидата. В то время окончить вуз можно было двумя способами: защищать диплом (тогда он назывался «диссертация») и получить звание кандидата или сдать государственные экзамены и стать действительным студентом. Эти звания считались наравне с дворянскими. Скажем, когда дочь Карла Позерна выходила замуж, в ее метрике было указано: «Дочь действительного студента».

Василий окончил университет и начал писать статьи. Несмотря на все папенькины старания. Публиковал тексты в «Рижском вестнике» и других изданиях. Тогда отец заставил сына поступить в Петербургский лесной институт. Неизвестно, окончил ли он его, зато ясно, что журналистикой продолжил заниматься.

Чешихин-Ветринский жил в Петербурге, где в то время бурлила общественно-политическая жизнь. В 1889 году был арестован за участие в народовольческом кружке. Выслали под надзор полиции в Ригу.

А дальше он ездил между Ригой и Санкт-Петербургом. В 1897 году его сослали в Вятскую губернию, в город Глазов, где он служил писарем земской управы. А в 1899 году, когда закончился срок ссылки, поехал в Нижний Новгород, где познакомился с Владимиром Короленко. Отсюда и возникла его дальнейшая связь с нашим городом. «Самарская газета» во многом делалась именно этим известным писателем — он отвечал за «культурный трансфер» в издание. Именно поэтому, когда я бываю на конференциях в Нижнем, понимаю, что все нижегородские имена — они же и самарские.

В 1900 году Чешихин-Ветринский стал сотрудником «Нижегородского листка». К этому времени он автор книг об истории общественной мысли, очерков об Алексее Кольцове, Тимофее Грановском.

В Нижнем познакомился с Горьким. А их переписка началась в августе 1895 года — когда Алексей Максимович жил в Самаре. Василий Евграфович упоминал, что следить за его творчеством начал с публикаций в «Самарской газете» (в то время ее можно было получать по всей России).

Михаил Перепелкин: «Угадать среди сотни авторов, кто в дальнейшем станет классиком, - тоже талант»

Влияние на общественную мысль

В 1901 году Чешихин-Ветринский приехал к нам в город и стал редактором «Самарской газеты». Его собственные тексты выходили в больших подвалах примерно два раза в месяц. Иногда они подписаны полной фамилией — Чешихин-Ветринский (вторую часть из фамилии матери он добавлял, видимо, для того, чтобы не путали с отцом и братом), чаще — Ч.В. или Ч.В.Й. Встречается также псевдоним Созерцатель. В основном он отзывался на юбилеи или дни памяти русских писателей — от пушкинской эпохи до конца XIX века. Или делал обзоры современной ему литературы.

Отбор имен о многом говорит. Василия Евграфовича интересовала не столько литература сама по себе, сколько ее влияние на общественную мысль. Этому же посвящены его книги: «Освобождение крестьян и русские писатели», «Отечественная война 1812 года в родной поэзии», «А.И. Герцен».

В сентябре 1902 года в «Самарской газете» вышла статья «Памяти Радищева». 29 сентября 1902-го скончался Эмиль Золя, и в октябре Василий Евграфович писал о нем. Заканчивается статья словами: «Эмиль Золя — это крупный факт не только в истории французской и всемирной литературы, но и в истории французского общества и общечеловеческой мысли».

В октябре 1902 года вышла книга Эжен-Мельхиор де Вогюэ о Горьком и о Чехове, Чешихин-Ветринский сделал большой обзор монографии в «Самарской газете». Начал он его так: «Критику-иностранцу в глаза бросается много такого, что ускользнет от внимания соотечественников». В частности, де Вогюэ замечает, что рассказы Горького окутаны туманом Волги, наполнены ее журчанием: «Волга и море — два его воспитателя внушили ему живое чувство природы». Для русского читателя это действительно неочевидно.

А вот этюд о Чехове, по мнению Чешихина-Ветринского, изобилует курьезными промахами. С точки зрения де Вогюэ, Антон Павлович — преимущественно подражатель Ги де Мопассана, а приемы драматического творчества заимствовал у Генрика Ибсена. В «Трех сестрах» внимание французского критика обращает на себя только водевильный сюжет. Вывод, который делает де Вогюэ: «Герои Чехова так жалки и ничтожны, потому что Россия недостаточно тяготеет к Западу, а склонна к буддизму», категорически не устраивает нашего героя.

Что интересно в его обзорах? 1902 год. В Самаре нет ни одного вуза. Учительский институт появится только в 1911 году. Библиотека есть, но маленькая. Читающих людей в городе — два-три десятка. Но Чешихин-Ветринский через «Самарскую газету» вполне серьезно разговаривал, просвещал, не делал никакого снисхождения вкусам публики.

В марте 1903 года вышла статья «Языков. К 100-летию со дня рождения». В январе — публикация «Заметки о текущей литературе». В ней речь идет в основном о двух авторах — Леониде Андрееве и Михаиле Арцыбашеве. Он сделал профессиональный разбор рассказа «В тумане». Отметил, что произведение Андреева производит сильное впечатление, захватывает читателя «правдивой, хотя и безысходно-мрачной картиной гибели юноши». Рассказ был очень обсуждаем в то время. Алексей Бостром выступил в семейно-педагогическом кружке с рефератом о нем, а потом опубликовал свое исследование в журнале «Образование» (у нас он лежит в мемориальной квартире у него на столе). Вывод наш герой сделал такой: «Диапазон таланта господина Андреева оказывается очень интересным, обещая еще много важных созданий в будущем». В 1903 году Леонид Андреев только о себе заявил, и тут Чешихин-Ветринский проявил определенную читательскую проницательность, которую продемонстрировал на страницах «Самарской газеты».

Во второй части очерка идет речь о рассказе Михаила Арцыбашева «Подпрапорщик Гололобов». Завершается текст перечислением самых ярких имен в литературе 1902 года: Горький, Чехов, Андреев. Василий Евграфович отмечает, что высоко о себе заявил Степан Скиталец. Он подчеркивает, что это сотрудник «Самарской газеты».

Наш герой опубликовал материалы о 50-летии литературной деятельности Льва Толстого, 25-летии творчества Николая Некрасова, кончине Глеба Успенского.

Михаил Перепелкин: «Угадать среди сотни авторов, кто в дальнейшем станет классиком, - тоже талант»

Внешний вид

Если сравнить «Самарскую газету» до прихода Чешихина-Ветринского в качестве редактора и после, становится очевидно, что он привнес в нее много литературной и культурной жизни. Публиковались тексты как местных авторов, так и представителей других регионов, среди которых Уфа, Оренбург. Выходило много переводов, созданных специально для «Самарской газеты». Появлялись перепечатки из региональных и столичных изданий. Отбирались они не случайно, чтобы место занять, а согласно определенной просветительской концепции.

По моим наблюдениям, первые фотографии в «Самарской газете» появились именно при Василии Евграфовиче. Это были коммерческие объявления на первой полосе о продаже биоскопов. Наш герой приехал из Риги (практически Европа), из столичного Санкт-Петербурга. И привез передовые технологии.

При нем также появилось оглавление на второй странице, которое позволяло ознакомиться с содержанием номера. К сожалению, не все удалось «Самарской газете» сохранить в дальнейшем после его отъезда.

Финальные аккорды

В 1903 году он вернулся в Нижний Новгород. Работал в различных газетах. Был членом Нижегородского комитета партии кадетов, заведовал там работой литературного комитета. Писал листовки, пропагандистские брошюры, книги. За монографию «Освобождение крестьян и русские писатели» в 1913 году был удостоен первой премии Московского общества грамотности.

Собирал материалы о нижегородских писателях, провел анкетирование, выпустил словарь, подготовил книгу «50 лет жизни нижегородского земства». Выпустил справочник «Друг кооператора». Читал лекции по русской литературе в народном университете.

Осенью 1918 года уехал из Нижнего Новгорода в Рязань. Работал в Союзе кредитных товариществ. В 1920 году переехал в Москву, редактировал «Вестник кустарной промышленности».

Умер Чешихин-Ветринский 24 октября 1923 года в Москве. Похоронен на Даниловском кладбище.

Михаил Перепелкин: «Угадать среди сотни авторов, кто в дальнейшем станет классиком, - тоже талант»

Создатель культурной среды

Мне удалось найти много рецензий Чешихина-Ветринского. Эти тексты обнаруживают его читательскую чуткость. Нам сегодня понятно, кто такой Николай Клюев — известны деревенская поэзия автора и тот факт, что он «благословил» Сергея Есенина. А для современников его значимость была совершенно неочевидна. Угадать среди сотни авторов, кто в дальнейшем станет классиком, — тоже талант. Василий Евграфович в 1913 году в «Вестнике Европы» опубликовал рецензию на книги Клюева «Сосен перезвон» и «Лесные были». Писал он о Глебе Успенском, Николае Чернышевском, Николае Гоголе, Александре Пушкине, Виссарионе Белинском, Алексее Кольцове, Николае Некрасове, Владимире Короленко. Между прочим, все это имена, которые остались в истории литературы.

В 1901-1903 годах Чешихин-Ветринский создавал ту культурную среду, в которой созревали люди следующего поколения. Среди них Алексей Толстой, который приезжал в наш город к родителям. И поскольку Александра Леонтьевна сотрудничала с «Самарской газетой», будущий классик наверняка это издание читал и в какой-то мере оно в том числе его сформировало.

Даты

20 декабря 1866

Василий Чешихин родился в Риге в семье основателя и редактора газеты «Рижский вестник» Евграфа Васильевича Чешихина. Его мать была дочерью профессора Санкт-Петербургской духовной академии Иродиона Яковлевича Ветринского.

1884

Окончил Рижскую Александровскую гимназию с серебряной медалью и поступил на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета.

1889

Арестован за участие в народовольческом кружке. Выслан под надзор полиции в Ригу. Позже — в Глазов. После ссылки переехал в Нижний Новгород, где был принят в число сотрудников «Нижегородского листка». Оттуда прибыл в наш город, где в 1901-1903 годах редактировал «Самарскую газету».

1908

Вышла книга Чешихина-Ветринского «А.И. Герцен». В 1913 году — «Отечественная война 1812 года в родной поэзии». За брошюру «Освобождение крестьян и русские писатели» в 1913 году был удостоен первой премии Московского общества грамотности.

1923

Василий Евграфович Чешихин-Ветринский скончался 24 октября 1923 года в Москве. Похоронен на Даниловском кладбище.

Все материалы об истории «Самарской газеты» можно почитать по ссылке

Фотографии: исторические архивы, архив «СГ»

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации