Михаил Перепелкин: «Деревенский быт интересовал читателя больше, чем сентименты»

15.05.2024

653

Автор:

Михаил Перепелкин: «Деревенский быт интересовал читателя больше, чем сентименты»

В этом году исполняется 140 лет «Самарской газете», первый номер которой увидел свет в 1884 году. Дореволюционное издание служило центром притяжения литераторов. Здесь кроме Максима Горького печатались еще десятки авторов, включая Владимира Короленко, Евгения Чирикова, Александру Толстую. Большая выставка об истории газеты готовится в Самарском литературно-мемориальном музее им. Горького. Его директор, доктор филологических наук, краевед Михаил Перепелкин рассказывает о том, как появилось и развивалось издание.

— 25 ноября этого года исполнится 170 лет со дня рождения нашей героини. Благодаря известному сыну — Алексею Николаевичу — ее имя не забыто. Александра Леонтьевна Толстая, урожденная Тургенева, появилась на свет в 1854 году. В Самаре окончила женскую гимназию. Дом Леонтия Борисовича Тургенева находился по соседству с тем местом, где теперь расположен музей А.Н.Толстого (позже на том участке был построен особняк Курлиной). 

Саша — старшая из дочерей Тургеневых, у нее было несколько младших сестер. 

В 19 лет она вышла замуж за графа Толстого. За восемь лет совместной жизни родила Николаю Александровичу четверых детей. А в 1881 году встретила Алексея Аполлоновича Бострома и ушла к нему, беременная Алешей, будущим Алексеем Николаевичем.

«Неугомонное сердце»

Первую повесть она написала в 16 лет, в 1870 году. Крепостное право отменили меньше десяти лет назад. Произведение называется «Воля» — о том, как отпускают крепостных, а люди не знают, что им дальше делать. Из ее раннего творчества, к сожалению, ничего не сохранилось.

Став женой и матерью, Александра Леонтьевна перестала писать, а возвратилась к этому занятию в начале 80-х годов. И взялась сразу за большой роман. Около 500 страниц — несколько лет работы. Он есть у нас в музее — Никита Алексеевич Толстой нашел его в букинистическом магазине и привез нам в подарок. Роман «Неугомонное сердце» — рассказ о великосветской жизни, которую Александра Леонтьевна прекрасно знала. Главная героиня — жена учителя, у которой есть сын и которая изнывает от скуки. Встретив интересного человека, с которым у нее завязываются отношения, она полромана думает, как расстаться с супругом. Параллельно идет рассказ о ее сестре и брате, каждый из которых тоже находится перед выбором между чувством и долгом.

В итоге героиня уходит от мужа к аристократу. И спустя какое-то время ей опять становится скучно. Она встречает молодого либерального журналиста и снова возникает вопрос: здесь оставаться или туда уходить.

С одной стороны, «Неугомонное сердце» — находка, поскольку о чувствах женщины до того момента не задумывались. С другой — непонятно, что с этим сердцем делать.

Текст вышел в Петербурге в известной типографии Стасюлевича в 1882 году. Роман старше Алексея Толстого примерно на полгода. Отношения с Николаем Александровичем в этот момент у Александры Леонтьевны весьма сложные — она не хотела больше жить с ним. Спрашивала в письме Бострома, примет ли он ее еще не родившегося ребенка. Во всей этой неразберихе и вышел роман. Граф его издал на свои деньги, чтобы вновь сблизиться с женой. Но это не помогло, она убежала от него, и Алексей Толстой родился в декабре 1882 года в доме у Бострома.

Михаил Перепелкин: «Деревенский быт интересовал читателя больше, чем сентименты»

«Со скуки»

Далее последовали суд, расторжение брака. Выйти замуж за Бострома было невозможно, поскольку церковным судом ее оставили во «всегдашнем безбрачии». Около десяти лет Александра Леонтьевна не писала или во всяком случае не печаталась. Они жили в деревне, на хуторе — много забот и хлопот. Не было душевного равновесия, необходимого для творчества. А впрочем, в эти годы она написала и выпустила еще одну книжку — сборник «Захолустье». 

И вот в начале 1890-х годов они с Бостромом и Лёлей (так называли в семье будущего классика) уехали в Саратов. Там наша героиня вновь начала писать. Первые ее рассказы публиковались в газете «Саратовский листок». 

После возвращения в Сосновку в 1891 году она опубликовала в «Самарской газете» свой рассказ «Со скуки». Его можно назвать своеобразным продолжением романа «Неугомонное сердце». Некая инерция размышлений на тему.

Фабула рассказа проста. В семье аристократов живет девушка Нина, ей очень одиноко и скучно. В отличие от своей сестры Лены, она не расположена ни к рукоделию, ни к общению с родственниками. Нина томится в родном доме и, выйдя однажды на улицу, видит проезжающего мимо купеческого сына Пшеницына — известного кутилу. Она садится к нему в тройку и просит отвезти на Волгу. Героиня совершенно опьянена поездкой, спутник начинает ее целовать. Очнулась она, когда уже произошло нечто страшное. Он возвращает ее домой, где ей и раздеться страшно, и умыться страшно. А произошло все со скуки.

Можно предположить, что действие разворачивается в Самаре или во всяком случае — волжском городе. В тексте упоминается Волга и улица Симбирская.

Михаил Перепелкин: «Деревенский быт интересовал читателя больше, чем сентименты»

«Ушел»

Рассказ «Со скуки» стал точкой в том, что писала Александра Леонтьевна до сих пор. Наверное, прочитав его в «Самарской газете», она поняла, что таким сентиментальным текстам не место на страницах издания. И уже следующий рассказ — «Ушел» — основывался на деревенской жизни, которую она видела перед глазами почти десять лет. Писательница начинает понимать, что это гораздо интереснее, чем светские «неугомонные сердца».

Фамилии героев в рассказе «Ушел» (и последующих) она взяла из деревни Сосновки, в которой живет. Рассказ небольшой — уместился в одном подвале «Самарской газеты».

По сюжету молодая жена хочет уйти вместе с мужем из дома его родителей, потому что свекровь не дает ей жизни — «цепляет» за все подряд. «Ты что так отвечаешь? Ты меня матушкой должна звать», — обычная история. Молодые работают, не разгибая спины, а деньги забирает отец семейства — свекор, они в полной финансовой зависимости. Муж не хочет уходить, ведь придется батрачить и снимать угол, он знает, что родители не выделят ему часть от имущества. Герой облюбовал кусок земли и договорился с помещиком о покупке, а отец пошел и все деньги в кабаке спустил. Эта ситуация развязывает узел, и молодые уходят из родительского дома. У стариков нет сил вести хозяйство в одиночку. Отец идет в крестьянскую общину, чтобы сына заставили вернуться. Старуха ждет его возвращения. И он приходит с решением общины — выделить часть сыну.

Никакого «Неугомонного сердца» в этом рассказе уже не остается, как будто он создан совсем другим писателем. Александра Толстая поняла, что деревенский быт интересовал читателя больше, чем сентименты. В мелодраматической прозе она была вторична, подражала «Анне Карениной» и прочим. Ее описания женских метаний были схематичны. А рассказы — картинки настоящей, живой жизни.

Всего в «Самарской газете» с 1891 по 1900 год она опубликовала около 20 рассказов. Работала над каждым долго. Причем это было семейное творчество. Алексей Бостром кропотливо редактировал тексты, тщательно выверяя каждую строчку. У нас есть несколько черновиков, и в письмах он регулярно возвращается к теме более удачных формулировок. Александра Леонтьевна не носила в жизни фамилию Бострома, но печаталась именно под ней. Своего рода литературный псевдоним. И в то же время Бострому, приходящемуся ей гражданским мужем, было приятно.

Михаил Перепелкин: «Деревенский быт интересовал читателя больше, чем сентименты»
Михаил Перепелкин: «Деревенский быт интересовал читателя больше, чем сентименты»

«Марья Руфимовна»

В 1892 году в «Самарской газете» опубликован рассказ «Марья Руфимовна». 

Героиня едет к своей давней знакомой — фельдшерице Марье Руфимовне, у которой на участке бушует дифтерит, в то время как та к больным не ходит и целыми днями спит. Они однокашницы по гимназии и фельдшерской школе. Свою подругу, которая была добросовестной и аккуратной, она находит совершенно опустившей руки. В разговоре та признается, что филантропия — вздор, а эгоизм прав и свят. Пыталась помочь людям, но народ темный, везде непонимание и доносы. Чем больше у крестьян ребятни помрет, тем лучше, потому что лишние рты. На пожаре спасали не детей, а иконы и деньги. В результате фельдшерица опустила руки. По ночам вино пьет, а днем спит. 

Коллега ее не поддерживает, выписывает себе помощника, они вдвоем борются с эпидемией. Сил у них не хватает. Героиня узнает, что Марья Руфимовна тоже тайком по их примеру ходит по домам, лечит дифтерит. Но также понимает, что ее подруга ищет смерти: дети на нее кашляют, а она не отворачивается. 

В конце рассказа Марья Руфимовна умирает. История о том, что ее благие намерения оказались никому не нужны.

Михаил Перепелкин: «Деревенский быт интересовал читателя больше, чем сентименты»
Михаил Перепелкин: «Деревенский быт интересовал читателя больше, чем сентименты»

«Странная девушка»

Рассказ «Странная девушка» так пришелся по вкусу Елене Буланиной, о которой мы рассказывали в прошлый раз, что она в 1894 году включила его в свой сборник стихов.

Этот текст, опубликованный в «Самарской газете» в 1892 году, можно назвать сказкой. Героиня обитает скорее в книжках и мечтах, чем в реальном мире. Ее мать беспокоится, как бы дочь не осталась в старых девах. На что та просит время подумать над тем, где люди счастливы и зачем живут. Выглядывает в окно и понимает, что нет счастливых — все обездоленные. 

Дальше она видит несколько снов. Первый: первобытные дикари несут привязанную девушку, чтобы съесть. В этом суть мира — выйди в него, и тебя сразу слопают. Следующий сон: средневековая площадь, на ней — крест, к которому привязан старик. Получается, ни стар, ни млад не спасутся. Всех мир готов слопать. Третий сон. Триумфальная арка. Люди радуются. На арке написано: «Человечество. Наука. Любовь». И героиня понимает: в прошлом — одни несчастья, вот то, что мне надо. На следующее утро мать входит в ее комнату, а странная девушка исчезла.

Нет счастья в земной юдоли, убежище можно найти только в мечтах. Думаю, Буланина опубликовала текст в своем сборнике, потому что сама была такой странной девушкой, которая переводила Уайльда и не хотела жить в реальном мире. Рассказ выбивается из деревенского очеркового цикла Толстой.

В 1900 году в «Самарской газете» был напечатан последний рассказ — «Ангельская душенька». Крестьянка-вдова с двумя детьми скитается, батрачит, работает кухаркой. Весенним вечером под пенье соловьев ей встречается соблазнитель, который назавтра уже о ней слышать не хочет. Она понимает, что беременна и идет договариваться к старухе. Та вздыхает, что кухарку с ребенком на работу не возьмут, и так они решают избавиться от ребенка.

Сын — преданный поклонник творчества

В 1901 году Алексей Толстой окончил реальное училище и переехал в Петербург. С этого времени Александра Леонтьевна тоже станет часто бывать в столице. Она писала пьесы, мечтала увидеть их на сцене театра. Но не сбылось. В Самаре их показывали в любительских постановках: в Пушкинском народном доме, в Доме трудолюбия, в Семейно-педагогическом кружке. Ее пьесы скорее можно назвать дидактичными и назидательными, нежели интересными.

В это же время Толстая начинает писать книжки для детей, и они пользуются большой популярностью. Их издают в Москве и Петербурге. Ее сын мечтал собрать и издать все, что она написала. Но до этого руки у него так и не дошли.

Алексей Николаевич с уважением относился к творчеству матери. Об этом говорит, например, тот факт, что у Александры Леонтьевны есть рассказ «Лагутка» на деревенскую тему, и он создает рассказ с тем же названием, который отчасти тому созвучен.

Но сам, конечно, сделал шаг в сторону от ее пути. Понял, что творчество — это не назидательность, а образ. Толстой гораздо более ироничен. Он понимает, что смех решает многие вопросы, которые не подвластны дидактике.

Александры Леонтьевны не стало в 1906 году в возрасте 52 лет, когда совсем молодой Алексей Николаевич учился в институте. В 1913-м он написал очерк «Непостижимое», где рассказал о том, как почувствовал в себе проблески таланта своей матери. Толстой был в большой степени скептик и циник, умел многие вещи из прошлого оценивать трезвым взглядом. Но значение творчества матери для себя никогда не подвергал сомнению. Ее портрет, который сейчас висит в кабинете в его музее-квартире в Москве, он всегда возил с собой.

Может быть, это было почтение к той литературной атмосфере, которую создавала Александра Леонтьевна. В семье постоянно что-то читали и обсуждали, дружили с Николаем Гариным, с Евгением Чириковым (ему Толстой понесет свои первые сказки), Максим Горький печатался с ней на одних страницах «Самарской газеты».

Нам известно более 25 ее рассказов и повестей. Они никогда не переиздавались, чем в будущем обязательно надо заняться. Это был бы интересный том, позволяющий увидеть меняющуюся писательницу, прошедшую путь от «Неугомонного сердца» к рассказам в «Самарской газете» и далее — к детским книжкам.

Даты

1854

Александра Леонтьевна родилась в семье Леонтия Борисовича Тургенева и Екатерины Александровны Багговут в селе Коровино Самарской губернии. Была двоюродной внучатой племянницей декабриста Николая Тургенева.

1882

В Санкт-Петербурге опубликован роман Александры Леонтьевны «Неугомонное сердце». Граф Толстой издал его на свои деньги, чтобы сблизиться с женой. Но это не помогло. Она убежала от него, и Алексей Толстой родился в декабре 1882 года в доме у Бострома.

1891

В «Самарской газете» опубликован первый рассказ Толстой «Со скуки». Его можно назвать своеобразным продолжением романа «Неугомонное сердце». Всего в «Самарской газете» с 1891 по 1900 год она опубликовала около 20 рассказов.

1906

25 июля Александра Леонтьевна Толстая скончалась от менингита в Самаре. 

Похоронена на Всехсвятском кладбище.

1982

Четыре рассказа Толстой опубликованы отдельной книгой. «Филатово сено», «Воскресный день сельского хозяина» — по названиям ясно, что это истории из деревенской жизни.

Все материалы рубрики можно почитать по ссылке.

Фотографии: исторические архивы, архив «СГ»

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации