Ежемесячный иллюстрированный литературный, художественный и научно-популярный журнал для детей «Родник» издавался в Санкт-Петербурге с 1882 по 1917 годы. Его основала детская писательница и переводчица Екатерина Сысоева. Она мечтала создать журнал нового типа, в котором размещалась бы детская литература с энциклопедическим характером.
Журнал задумывался как источник знаний об окружающем мире и рассчитывался на детей более старшего возраста. В издании печатались произведения классических и современных отечественных писателей: Гаршина, Григоровича, Короленко, Куприна, Мамина-Сибиряка, Пришвина, Толстого, Чехова и других.
«Родник» в своем содержании придерживался определенной структуры. В первую очередь в нем печаталась беллетристика (повести, рассказы, сказки, стихи) и научно-познавательные статьи по истории, естествознанию, географии. Также публиковались биографии знаменитых людей, игры и загадки.
Журнал отличался высоким качеством полиграфии и большим количеством изображений. В каждом номере были представлены рисунки этнографического и географического характера, а также репродукции картин известных художников: Джотто, Микеланджело, Боттичелли, Васнецова, Нестерова, Серова и других. Из них постепенно складывалась «Картинная галерея “Родника”».
«Родник» был очень популярным журналом, несмотря на критику со стороны некоторых детских писателей. Если в первый год издания у него числилось 418 подписчиков, то в 1886 году их было уже около 3000 при цене журнала в пять рублей. Тем не менее издание постоянно испытывало финансовые трудности. Подписка никогда не покрывала расходов, авторам платили мало. В связи с этим выход журнала прекратился в 1917 году.
В одном из выпусков журнала «Родник» в качестве варианта подарка на Пасху предлагается фотоаппарат Кодак. На тот момент это была самая простая в использовании и недорогая камера, которую часто дарили детям на праздники. Хотя рекламы в издании практически не было, данное объявление вполне можно отнести к ней. И для компании Кодак это был хороший ход, ведь кто, если не ребенок, способен разжалобить родителей на покупку интересной техники.
Идея создания камеры Кодак принадлежала банковскому клерку Джорджу Истману. Он увлекался фотографией, но процесс усложняли громоздкое оборудование и сложная техника проявления снимков. Тогда Истман сначала изобрел гибкую фотопленку, а в 1886 году сконструировал и запатентовал новую камеру. Это был ящик с роликовой кассетой, рассчитанной на 48 негативов формата 4 x 5 дюймов, с фокусирующей оптикой и затвором.
Немного модернизировав изобретение, в 1888 году Джордж Истман выпустил в продажу любительскую камеру Kodak № 1. Чуть позже, в 1900 году, мир потрясла еще более простая версия фотоаппарата — Kodak Brownie. Это была коробка из прессованного картона, оклеенная кожзаменителем, с пленкой из шести кадров 57 x 57 мм, простейшей менисковой линзой, одной диафрагмой, выдержкой и ручкой перемотки. От фотографа требовалось лишь нажать на кнопку и не забыть перемотать кадр.
В журнале «Родник» отмечалось, что каждый может научиться пользоваться Кодаком в течение нескольких минут, и для этого не нужно никаких технических познаний. Полный дневной набор Кодак, состоящий из одной камеры, химических препаратов, катушки с пленкой, бумаги для печатания и проявительной машинки, стоил 10 рублей.
Издание даже выдвинуло семь причин, почему Истман Кодак должен быть в каждом доме:
Таким образом, даже возможная реклама фотоаппарата Кодак отвечала идеологическим целям детского журнала. Через фотографию «Родник» привлекал читателей к саморазвитию, сохранению семейной истории и заинтересованности к происходящему вокруг.
Материал подготовлен при информационной поддержке музея Алабина
Фотографии предоставлены музеем Алабина
Артефакт
Артефакт
Комментарии
0 комментариев