В фондах самарского музея Алабина хранится фотоэкспонометр «Ленинград 2». Он выпускался в Ленинграде на заводе «Вибратор» в 1960-е годы и являлся одной из семи моделей серии «Ленинград». Этот прибор помогал фотографам определять правильную экспозицию — количество света, необходимое для получения качественного изображения.
История создания экспонометра берет свое начало еще в 19 веке, когда был изобретен первый практический способ фотографирования — дагерротип. В то время фотографы были вынуждены определять экспозицию на глаз, что приводило к множеству испорченных кадров.
В 1880-х годах появились первые сухие фотопластинки, которые требовали более точной экспозиции. Тогда немец Георг Мюллер придумал первый прототип экспонометра. Прибор оказался сложным и громоздким, в связи с чем мало использовался.
В 1904 году появился первый фотоэлектрический экспонометр. Его изобрел американец Джозеф Уилсон Янг. Прибор был прост в использовании и достаточно компактен, поэтому стал стандартом для многих фотографов и использовался до 1950-х годов.
В 1960-х стали появляться электронные экспонометры, которые были более точными и надежными, а в 1980-е годы они усовершенствовались за счет использования цифровых технологий. Современные экспонометры интегрированы в камеры и смартфоны, поэтому отдельный прибор является уже настоящим раритетом.
Стандартный экспонометр состоит из нескольких компонентов. Основной из них — фотоэлемент, который преобразует световой сигнал в электрический ток. Обычно используются селеновые фотоэлементы, так как они обладают высокой чувствительностью и стабильностью. Также прибор оснащен усилителем слабого электрического сигнала, измерительной шкалой в виде стрелочного индикатора, показывающего уровень освещенности, и фильтра для определения правильной экспозиции при использовании различных типов пленок или сенсоров.
Как же пользовались «Ленинградом 2» любители фотоиндустрии? При работе с экспонометром применялся фотофокус с тремя листами бумаги — серым, белым и черным. При съемке в автоматическом режиме получались кадры с тремя почти неотличимыми друг от друга серыми листами. Но если замерить интенсивность света и выставить нужные параметры, камера выдавала реальный цвет для каждого листа.
По результатам замеров экспонометра фотограф понимал, какую пленку стоит использовать и какие настройки выставить в камере. Это позволяло снимать природу и городские пейзажи, получив при этом контрастные, четкие, красивые кадры.
Материал подготовлен при информационной поддержке музея Алабина
Фотография предоставлена музеем Алабина
Артефакт
Артефакт
Комментарии
0 комментариев