Артефакт: дамская шляпка из музея Алабина

29.04.2024

1993

Автор:

Артефакт: дамская шляпка из музея Алабина

Дамские шляпки стали популярны в России еще в XVIII веке. В последующие столетия менялся их материал, фасон, отделка. В музее Алабина хранится яркая соломенная шляпа, украшенная декоративными маками. На ее примере рассказываем историю женского аксессуара.

Шляпы впервые появились в России в XVIII столетии, когда близкие ко двору подданные должны были переодеться в платья европейского типа. Так как наступил век париков и напудренных волос, мужчины чаще всего носили шляпу в руках или подмышкой. У женщин все было гораздо сложнее — их прически-парики представляли собой громоздкие конструкции и сами являлись головными уборами.

Парикмахеры сооружали на головах дам прически с цветами, чучелами птиц, макетами кораблей и даже с фруктовыми вазами. Если в волосы вплетались живые цветы, то внутри парика помещали флакон с водой. Во второй половине 18 века в число украшений добавились шляпки. Их надевали и снимали только вдали от посторонних глаз, так как изящные локоны девушек крепились к полям шляпы и убирались вместе с ней.

Самая знаменитая шляпка XVIII века называлась «Памела» в честь героини романа Сэмюэла Ричардсона «Памела, или вознагражденная добродетель». Она изготавливалась из соломы, украшалась полевыми цветами и колосьями, имела высокую тулью и широкие поля. 

Артефакт: дамская шляпка из музея Алабина
Артефакт: дамская шляпка из музея Алабина

Шляпы не только служили украшением владельца, но и показывали его принадлежность к социальной группе. В связи с этим в XIX веке головной убор женщины стали использовать, чтобы показать свою причастность к культуре. Шляпка могла обозначать, что девушка имела образование, знала правила этикета и относилась к определенному кругу. Например, Олег Волков в своем романе «Погружение во тьму» писал:

«Обернувшись на голос, я увидел очень немолодую русскую даму в старомодном платье и крохотной соломенной черной шляпке, красноречиво напоминавшей о старом Петербурге… Как я угадал, она была смолянка и принадлежала петербургской военной семье. В дни великого исхода русской интеллигенции из Петрограда, когда бежали куда кто мог …они с мужем укрылись в Закавказье».

В связи с возрастанием важности шляпки в дамском туалете в XIX веке сложились правила, которые позволяли женщинам не снимать шляпу в помещении.

Еще одна интересная особенность дамских шляп той эпохи — они часто крепились к волосам специальными большими булавками. Из-за этого в толпе или в общественном транспорте, на тот момент конке, случалось множество увечий. В начале XX века московский и петербургский губернаторы издали распоряжение, согласно которому на шляпные булавки должны были одеваться прочные наконечники. Тем не менее они часто откручивались и терялись, поэтому травмы от шляп продолжались вплоть до смены моды на прически и фасоны головных уборов.

Все-таки дамские шляпки несмотря на сложность в носке были красивыми аксессуарами. Для их украшения часто использовались искусственные цветы. Соломенная шляпка из закрытых фондов музея Алабина свидетельствует об этом. Она легкая, летняя и похожа на цветущее маковое поле.

Цветы мака фигурируют во многих мифах и сказаниях. По древнегреческим легендам мак был подарен богине Деметре, которая страдала от потери дочери. Аромат цветка дарил ей временное успокоение и отдых. Славяне считали, что растение оберегало дом от злых духов и нечисти. В фольклоре мак — символ девичьей красы. Возможно, именно по этой причине он стал украшением соломенной дамской шляпки в музее Алабина.

Материал подготовлен при информационной поддержке музея Алабина

Фотографии предоставлены музеем Алабина

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации