Картинная галерея далеких предков. Самарцы отправились к Беломорским и Онежским петроглифам в Карелии

12.04.2024

Loading

Автор:

Картинная галерея далеких предков. Самарцы отправились к Беломорским и Онежским петроглифам в Карелии

«Самарская газета» продолжает информационный проект «Моя большая страна», получивший заинтересованный отклик читателей. Самарцы делятся впечатлениями о путешествиях в такие уголки России, куда еще большого турпотока нет. Возможно, их рассказы натолкнут кого-то на мысль пройти этими же дорогами.

В путешествии всегда интересно открывать что-то новое, доселе неизведанное, а порой и мистическое. Чаще всего это отзвуки далеких эпох, наследие наших предков, живших тысячелетия назад. Петроглифы — как раз из такой серии. Это изображения, высеченные или нарисованные на камнях древними художниками. Они есть в Азии и в Европе, в Америке, в Африке, в Австралии. В нашей стране петроглифы обнаружены на Алтае, в Якутии, в Башкирии, на Северном Урале, на Байкале, в Хакасии, Томской и Иркутской областях, на Дальнем Востоке, в Карелии и других местах. 

Пляшущие человечки, олени, лыжники

Карельские петроглифы в прошлом году изучали путешественники из Самары. 

— Мы, группа друзей, возвращались из теплоходного круиза по Белому морю и на обратном пути отправились к Беломорским петроглифам, — поделилась Татьяна Костомарова. — Они произвели очень сильное впечатление. Среди дремучих северных лесов затерялась целая картинная «галерея», где наши далекие предки самовыражались в творчестве. А вместе с этим и задабривали духов природы, проводили какие-то языческие обряды. Кроме того, место, где было обнаружено целое скопление рисунков, само по себе очень красиво. Это каменная поляна в 200 квадратных метров из гладких плит, отполированных ледниками прежних эпох. Все понижения между ними, как ванночки, заполнены прозрачнейшей водой, которая блестит на солнце, создает дополнительные визуальные эффекты. А вокруг поляны — густые леса и заболоченные моховые низины. Мы провели в этом музее под открытым небом не один час. Хотелось прочувствовать дух эпох и самим обнаружить на камнях еще какие-то знаки, о которых не рассказывала экскурсовод. 

Специалисты называют Беломорские петроглифы настоящим сокровищем. Возраст рисунков, высеченных на гранитных плитах, оценивается примерно в пять-шесть тысяч лет. Здесь есть очень редкие сюжеты, наряду с традиционными наземными и морскими животными, на которых наши предки охотились. Очень четко просматриваются несколько человеческих фигурок на лыжах. Именно так сейчас трактуется «полотно». Считается, что это самые древние из обнаруженных в Европе изображений лыжников. Плюс выбиты на каменном холсте люди на оленях, больших и маленьких лодках. А еще здесь находятся знаменитые пляшущие человечки — такова интерпретация необычного рисунка. Размер фигур — от 15 см до 2,4 м.

Полотна древнего изобразительного искусства разбросаны по всей площади каменной поляны. Вполне возможно, исследователи еще не все обнаружили, рассмотрели. Потому-то многие экскурсанты мечтают найти что-то новое, сделать свое историческое открытие. Кстати, есть примеры, когда рисунок, не видимый воочию, вдруг просматривается на фотоснимке. Или только под определенным углом солнечного освещения. Либо исключительно в пасмурную погоду. Так что исследования еще не закончены, вероятны новые открытия. Обнаружено это место в 20-х годах прошлого века, но работа археологов, этнографов продолжается до сих пор.

Как древние работали над этими картинами? Петроглифы выбивали на камнях очень твердых магматических пород. Видимо, еще более крепкими самодельными инструментами. Глубина выбивки не меньше 2-3 мм. Труд титанический. Гранит поцарапать сложно, а здесь показаны целые сцены охоты, реалистические изображения животных. Так и напрашивается предположение, что древние художники писали сверхпрочные послания не только для своих современников, но и для нас, далеких потомков. 

Наиболее крупное и популярное скопление Беломорских петроглифов находится в шести километрах от города Беломорска. От асфальта к «галерее» ведет грунтовая лесная дорога. От автомобильной стоянки до каменной поляны с петроглифами — чуть более километра пешего пути по хорошей лесной тропе. Там есть указатели, беседки под крышами и информационный щит с видами наскальных рисунков, которые можно рассмотреть на каменных плитах.

Путь к открытиям

— Мы так увлеклись темой, что отправились и к петроглифам Онежского озера. Там несколько подобных «галерей», самые знаменитые из них находятся на восточном берегу, — рассказали о дальнейшем маршруте самарские путешественники.
— Исследователи подсчитали, что здесь более тысячи изображений с разным размером рисунков — от нескольких сантиметров до четырех метров. Вместе с сотрудницей краеведческого музея города Пудож мы отправились осматривать и новое место на красивом Онежском берегу, пока еще мало известное. На таких же гладких, как под Беломорском, отполированных древними ледниками камнях мы действительно рассмотрели подобие изображений. Но стопроцентной уверенности нет, что это действительно художества древних людей, а не особая структура прибрежных гранитов, постоянно омываемых водой. Так что «месторождение» еще ждет своих исследователей. Музейщики это место держат на заметке. Получается, и сейчас, осматривая скалы, можно совершить исторические, археологические открытия.

Фотографии предоставлены спикером

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации