Артефакт: фарфоровые «обманки» в музее Алабина

01.04.2024

1144

Автор:

Артефакт: фарфоровые «обманки» в музее Алабина

В музее им. Алабина хранится целая коллекция фарфоровых «обманок», которые были популярны в убранстве парадных столов и интерьеров на протяжении XVIII-XIX веков. Рассказываем историю необычных предметов обихода — масленицы и табачницы.

В 1984 году в самарский музей поступили две масленицы в форме груши и яблока, лежащих на листьях. Они были сделаны в начале XX века на фарфоровом заводе Матвея Кузнецова в Дулево. Изделия выполнены из фаянса с помощью формовки и ручной росписи. 

В 2022 году фонды музея пополнились еще одним образцом фарфоровых «обманок» — табачницей под названием «Цветущий пень». Она была также произведена на заводе «Товарищества М. С. Кузнецова» ориентировочно в конце XIX — начале XX века.

Все эти предметы объединяет то, что они выполнены в натуралистическо-декоративном стиле тромплёй. С французского этот термин переводится как «обман глаз». С конца XVIII и до начала XX века была очень востребована фарфоровая посуда, вазы и шкатулки в виде овощей, фруктов, животных, рыб и насекомых. Они выглядели очень нарядно и создавали иллюзию подлинных объектов природы. Посмотрев на подобный предмет впервые, не сразу можно понять его прикладную функцию.

Артефакт: фарфоровые «обманки» в музее Алабина

Стиль тромплёй появился еще в античности. Греки и римляне делали рисунки на стенах, чтобы визуально увеличить помещение, сделать его светлее и просторнее. В итоге появлялись фальшивые окна, двери и атриумы. А в Средневековье на картинах художников можно было встретить обманки в виде насекомых — мух, бабочек, стрекоз, будто бы присевших на изображенные предметы. 

Настоящую популярность тромплёй получил после изобретения фарфора в начале XVIII века. Законодательницей моды на столовые обманки стала первая в Европе Мейсенская фарфоровая мануфактура. В Российской империи конца XIX — начала XX века лучшие предметы натуралистического стиля выпускались на фабриках Кузнецова и Гарднера. Расскажем подробнее об этих производствах.

В 1812 году Яков Кузнецов основал первое фарфоровое производство в селе Гжель Московской области. Затем его внук Сидор в 1841 году открыл Рижскую фарфоро-фаянсовую фабрику. В 1872 году оба завода перешли по наследству к Матвею Кузнецову. Именно при нем произошел расцвет семейного дела.

В 1887 году Матвей основал «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», которое объединило в себе восемь заводов. В их число впоследствии вошла и фарфоровая фабрика Гарднера под Москвой, которую Кузнецов купил в 1891 году.

Артефакт: фарфоровые «обманки» в музее Алабина

К 1898 году товарищество стало крупнейшим в Европе, а в начале XX века на фабриках Кузнецова производилось около 2/3 российского фарфора. В 1902 году производителю было пожаловано звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. Дулевский фарфор представлял страну на всемирных выставках. Он получил золотые медали в Париже в 1889 и 1890 годах, а также Гран-при в 1903 и 1905 годах в Реймсе и Льеже. 

К 1903 году основной капитал товарищества достиг 3,9 млн рублей, к 1913-му — пять млн рублей. Ежегодно на заводах Кузнецова производилось фарфоро-фаянсовых изделий на общую сумму 7,149 млн рублей. На предприятиях трудились 12,5 тысячи человек.

На фабриках производилась фарфоровая, фаянсовая, опаковая и полуфаянсовая посуда, майоликовые и терракотовые украшения для домов и церквей, изразцы для печей и каминов, фигуры и вазы. Кроме этого, заводы Кузнецова выпускали фарфоровые телеграфные и телефонные изоляторы, фаянсовую сантехнику — чашки, умывальные доски и ванны.

В товариществе Кузнецова каждый завод имел самостоятельный баланс, но контролировался из Москвы. Продукция выпускалась для всех слоев населения. Крестьянам предлагались дешевые и неброские изделия, горожане скупали сервизы средней цены, по росписи похожие на дорогие «дворянские». Для богатых купцов создали посуду, покрытую изнутри золотом. Производилась и утварь для ресторанов.

В 1890-е годы торговые представители фарфорового товарищества работали в Санкт-Петербурге, Москве, Харькове, Ростове, Одессе, Киеве, Варшаве и Тюмени. Матвей Кузнецов активно продавал продукцию за рубежом — в Персии, Румынии, Турции, Афганистане, Балканских странах. Он вытеснил на Ближнем Востоке изделия поставщиков из Англии, Германии и Франции.

В 1918 году после Октябрьской революции все предприятия товарищества Кузнецова были национализированы. Осталась только Рижская фабрика, которая в 1940 году после установления в Латвии советской власти тоже была отдана на баланс государства.

Материал создан при информационной поддержке музея им. Алабина

Фотографии предоставлены музеем им. Алабина

Читайте также:

Артефакт

Артефакт: анималистические скульптуры в музее Алабина

Статуэтки с животными считались символами благополучия

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации