Артефакт: копейка времен Петра I

04.03.2024

2290

Автор:

Артефакт: копейка времен Петра I

В фондах самарского музея Алабина хранится копейка времен Петра I, поступившая в составе большого комплекса не позже 1953 года. Эта монета сделана из серебра вручную. Такие копейки-чешуйки были в ходу до денежной реформы. Рассказываем о том, как и почему менялись деньги в царской России на рубеже XVII-XVIII веков.

Петр I отметился в истории России как великий реформатор. Он был провозглашен царем в 1682 году, будучи десятилетним мальчиком, а с 16 лет уже правил самостоятельно. Император всегда проявлял интерес к заграничному образу жизни, поэтому в 1697-1698 годах совершил путешествие по Европе, которое сейчас известно как Великое посольство. Во время своей дипломатической миссии царь посетил множество монетных дворов других стран, после чего решил провести денежную реформу в России.

Существовавшая на тот момент денежная система уже не могла удовлетворить потребности развивающегося государства. На разных территориях нашей страны использовали свои денежные единицы, а иностранцы совсем не доверяли российским деньгам. В связи с этим Петр I велел сделать единую систему денежных единиц и выпустить такие монеты, которые бы имели вес за границей. Также нужно было создать отдельный источник финансирования для ведения Северной войны, строительства флота и обустройства армии.

Денежная реформа началась в 1698 году. Ее первым этапом стало снижение веса серебряных копеек до 0,25-0,27 грамм. Это делалось для того, чтобы приблизить стоимость рубля к европейскому талеру (крупная серебряная монета).

Ранее год выпуска на монетах появлялся эпизодически, но с началом реформы его стали помещать всегда. Штемпеля, которыми чеканились проволочные копейки, по размеру были гораздо больше, чем заготовки для монеты. Так как чеканка осуществлялась вручную, на маленькой монете мог оказаться отпечаток любой части штампов аверса (лицевая сторона монеты) и реверса (оборотная сторона). К тому же год чекана обозначался с помощью алфавитной записи чисел с использованием кириллицы или глаголицы. Из-за этого четкого и понятного изображения на копейках не было. Это не было проблемой для неграмотного местного населения, но такие деньги выглядели несолидно для заграничного обмена. Поэтому Петр I начал налаживать механическое производство, благодаря которому монеты обрели круглую форму, устойчивый вес и понятные штампы.

В первые годы денежной реформы отчеканили золотые червонцы, соответствующие по пробе золота и весу европейскому дукату. Петр I велел поместить на них свой портрет и изображение двуглавого орла. В 1704 году выпустили серебряный рубль и круглую медную копейку большого размера, равную 1/100 рубля. Так в Российском государстве была создана самая передовая монетная система в Европе, основанная на десятичном принципе: 1 рубль был равен 100 копеек. Такой расчет сохранился до наших дней.

В итоге Петр I разработал систему золотых, серебряных и медных монет. В России построили пять монетных дворов, каждый из которых выполнял свою роль. Тем не мене, серебряные копейки-чешуйки продолжали выпускаться вплоть до 1718 года, когда все преобразования были официально завершены. Это делалось для того, чтобы быстрый ввод новых денег не вызвал народных восстаний. На всех площадях и в церквях зачитывали царские приказы, чтобы новые монеты не вызывали недоверия у людей. Так императору удалось создать полноценную денежную систему, которая стала единой для всей страны и признавалась за рубежом.

Копейка-чешуйка из музея Алабина была произведена на Кадашёвском монетном дворе в Москве. Он был создан специально под выпуск денег, введенных реформой, но также делал проволочные монеты. На копейке отчеканен 1708 год буквами церковнославянского алфавита. Интересно то, что такой штамп аверса до сих пор не исследован. Его описание отсутсвует в наиболее полном на данный момент каталоге В. Н. Клещинова и И. В. Гришина по «проволочным» монетам Петра I.

Фотография: музей имени Алабина

Читайте также:

Артефакт

Артефакт: анималистические скульптуры в музее Алабина

Статуэтки с животными считались символами благополучия

Артефакт

Артефакт: фарфоровые «обманки» в музее Алабина

Предметы быта в виде реалистичных фруктов

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации